Февраль

Дидактические игры, как средство развития речи детей

"Дидактические игры, как средство развития речи детей"

 Ткаченко А.Е

Игра – основная деятельность детей. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Каждая дидактическая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета активизирует творческую деятельность. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. И на занятиях, и в играх развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития. Вся целостная система дидактических игр – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен подняться.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя учатся.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, маляры и многие другие рабочие.

 

Дидактические игры по развитию речи дети

«Дидактические игры по развитию речи дети»

Панфилова О.М

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

А.С. Макаренко

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

 Игровой метод обучения способствует созданию:

- заинтересованной, непринужденной обстановки;

- повышает речевую мотивацию;

- побуждает детей к общению друг с другом;

-процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее;

Дидактические игры развивают речь детей:

- пополняется и активизируется словарь,

- формируется правильное звукопроизношение.

- развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. В процессе многий игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

В основу всех видов игр по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Но есть дети, которые еще не говорят. Игры и занятия с такими детьми содействует последовательному накоплению их пассивного запаса слов и ведутся соответствующим образом. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит.

Виды дидактических игр

Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

 

Дидактические игры для развития речи детей раннего возраста

Дидактические игры для развития речи детей раннего возраста

Едакина А.В

Федорова В.В

Среди огромного количества разнообразных игр важное место занимают дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста:

  • Повышение речевой мотивации;
  • Возможность комплексного воздействия на все компоненты речи;
  • Обогащение и закрепление словаря, а также формирование грамматических категорий;
  • Развитие связной речи;
  • Расширение знаний об окружающем мире;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие словестного творчества;
  • Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.

Существует три вида дидактических игр:

Игры с предметами или игрушками - направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

Настольно-печатные игры. Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

На занятиях с детьми мною используются следующие игры с предметами:

- «Волшебный слоник»
- «Кто что ест?»
- «Найди такой же предмет»

- «Помоги мишутке»
- «Рыбки в аквариуме»

«Волшебный слоник»

Цель: правильно называть предмет, учиться описывать предмет.

Ход: ребёнку предлагается наощупь попытаться угадать игрушку, которую он держит, в процессе игры логопед побуждает ребенка подбирать прилагательные к предмету, затем ребенок достает игрушку из волшебного слоника и называет её.

«Кто что ест?"

Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления.

Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. В ходе игры логопед интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.

«Найди такой же предмет»

Цель: соотносить предметы, изображённые на картинке, с отдельными предметами, развивать мелкую моторику рук, познавательный интерес.

Ход игры: мелкие игрушки, завернутые в фантики или фольгу, помещаются в коробку с сыпучим материалом (манка, просо, песок и т.д.), ребенку предлагается найти “конфетку”, развернуть ее и назвать игрушку, а затем подобрать карточку, на которой изображен такой же предмет.

«Помоги мишутке»

Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленький мячик маленькому мишке, большой – большому медведю), развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку большой и маленький мяч, а затем попросить взять большой или маленький мяч. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь мишкам, которые перепутали свои мячи и отдать маленький мячик маленькому мишке, а большой – большому медведю.

“Рыбки в аквариуме”

Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленькую рыбку отпускаем в маленький аквариум, большую – в большой аквариум), развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку одинаковые игрушки разного размера, а затем попросить взять большую или маленькую. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь рыбками и отпустить их в соответствующий аквариум.

Словесные игры. Суть игр данного вида построена на словах и действиях играющих. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания, связной диалогической речи, повышают мотивацию к коммуникации, учат ребенка выражать свои мысли. С помощью словесных игр логопед воспитывает правильное звукопроизношение, уточненяет, закрепляет и активизирует словарь ребенка.

«Хомяк повторюшка»

Цель: вызывать звукоподражание, речь, учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Ход игры: логопед громко произносит А-А-А, игрушка “хомяк” повтораяет сказанное, затем ребенку предлагается сказать что-нибудь хомячку на ушко. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и прочее.

«Заинька»

Цель: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры: дети становятся в круг. Логопед считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Логопед и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши… и т.д.

Для развития зрительной памяти и внимания на занятиях я использую настольно-печатные игры.

«Лото»

Цель: сравнивать предметы, находить одинаковые.

Ход игры: ребёнку предлагается из нескольких карточек, разложенных «рубашкой» вверх выбрать любую понравившуюся. Затем назвать изображенный предмет и найти такой же.

«Разрезные картинки и пазлы».

Цель: развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет.

Ход игры: ребенку предлагается собрать из отдельных частей целое изображение.

«Один – много»

Цель: учить детей употреблять в речи существительные и глаголы единственного и множественного числа. Составлять небольшие предложения, развивать речь. Сравнивать предметы на картинках, развивать грамматический строй речи.

Ход игры: логопед показывает по очереди карточки, на которых изображены предметы в единственном и множественном числе. Если ребенок правильно назвал изображенный предмет, то получает карточку и может опустить ее в «почтовый ящик».

«Найди маму»

Цель: расширить знания детей о домашних животных, обогатить и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.

Ход игры: детям предлагаются картинки в виде пазлов с изображением животных, педагог знакомит детей с понятием «детеныши животных».

Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Детям предлагается помочь найти их. Но для этого нужно знать, кто их детеныши. Педагог проговаривает: "Гав-гав-гав, гав-гав-гав, я щеночка потерял!" Щенок потерялся! Дети повторяют название детеныша и собирают картинки-пазлы и т.д.

«Рыболов»

Цель: формировать глагольный словарь, развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.

Ход игры: на столе лежат картинки с рыбками, к обратной стороне которых большими скрепками прикреплены карточки-действия. Ребенок должен подвести магнит удочки точно под рыбку и поймать ее, затем развернуть карточку-действие, показать и назвать, что на ней изображено. Также ребенок может выполнить действие, изображенное на картинке.

 

Дидактические игры по развитию речи

 Дидактические игры по развитию речи.

Антонюк Т.В

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Овладение навыками звуко - слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения - буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая  взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

         Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Игр  для развития речи ребенка 1,5- 2 года

Возраст до 2 лет - очень важный этап овладения родным языком. Это тот период, когда малыш «все впитывает, как губка», накапливает речевую базу. Поэтому очень важно помочь малышу пройти сложнейший процесс от накопления слов и понятий через жесты к воспроизведению.

В развитии речи малыша можно выделить 2 основных направления - развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать благоприятную речевую среду:
- как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание;

 - повторение за взрослым слов и фраз.

Речь должна постоянно окружать малыша. Для этого взрослому необходимо комментировать все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша (прием «разговор с самим собой», комментирование действий самого малыша) - единые требования к речевому общению с ребенком всех окружающих его взрослых; постепенное усложнение речевого общения;

- каждодневное использование речевых игр и упражнений.

Пальчиковые  игры, жестовые потешки.
Всем известные старославянские пестушки «Сорока - белобока», «Ладушки» являются не только хорошим материалом для развития речи, это еще и лечебные процедуры на базе акупунктуры. Пальцы необходимо сжимать, массировать весь палец – от подушечки до основания, изображать всей рукой героев или предметы (козочка, зайчик, цветок). Круговые движения в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. Каждого «детку», то есть каждый пальчик, вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Мизинчик отвечает за работу сердца, безымянный - за хорошую работу нервной системы и половой сферы, массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, а указательного - желудка. Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Очень нравятся детям жестовые потешки («Ножки-ножки, где вы были?», «Хомка, хомка, хомячок» и др.)
Кроме того, можно изображать животных, транспорт - как прыгает зайчик, как летают птички, как летит самолет, как дует ветерок и т.д.
Сенсорные игры на развитие мелкой моторики
Подключите фантазию, и предложите ребенку поиграть с подручным материалом. Например, подобрать крышечки к баночкам, коробочкам. Очень хорошо развивает мелкую моторику знакомство с различным материалом - шерсть, наждак, х/б ткань, замшевая ткань, крупы и др. Развивайте обоняние, повторюшки - чистоговорки.

Это самые простые игры, которые можно придумать. Но результат от них просто потрясающий! Ненавязчивые маленькие рифмовки с повторяющимися слогами откладываются в памяти малыша. У крохи будет развиваться музыкальный cлух и чувство ритма. По предложенному принципу вы сможете и сами сочинять подходящие к вашей бытовой ситуации рифмовки.
Кто проснулся поутру? Ру-ру-ру! Ру-ру-ру!
Улыбается легко! Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Тянет кошку за усы! Сы-сы-сы! Сы-сы-сы!
Ручками - хлоп, хлоп!
Ножками - топ, топ!
Потянулись, улыбнулись!
Утро доброе! Проснулись!!!
Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за вами. Можно превратить игру в загадывание загадки. Выберете знакомую малышу карточку с чистоговоркой, поверните рисунком к себе. И загадайте. Например, "Ры-ры-ры, я несу... (шары)".

Простейшие диалоги
Для речевого развития очень важны разговоры с малышом, доступные его пониманию (здорово, если диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно сейчас). Помогут вам в этом следующие игры:
«Здравствуй! Как тебя зовут?». Усадите мишку, зайчика, куколку и начинайте беседу. «Здравствуй, мишка!» (Пожимайте мишке лапу.) «Здравствуй, мама!» (Отвечайте мишкиным голосом.) «Здравствуй, Боря!» (Пожмите и легко потрясите руку ребенка.)
«Телефон» можно обыграть разговор по телефону. Побуждайте ребенка произносить самые простые ответы на вопросы. Возьмите импровизированные телефоны, приложите к уху свою трубку и скажите: «Дзинь-дзинь! Пии-пии!» Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: «Тебе звонят! Возьми трубку!.. Алё! Здравствуй, Катя! Это звонит мама! Как твои дела?» Если ребенок не отвечает, скажите за него: «Хорошо». Спросите у него: «Что ты сейчас делаешь?» - «Я сейчас рисую!» Подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить.
Учите малыша интересоваться погодой, называть свое имя, возраст.
Игры на развитие эмоций. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит стимулирование памяти, речи.
Можно повторять за мамой или отражением в зеркале. Учите ребенка смеяться от души, удивляться, кричать или звать кого-то шепотом. Для этого попробуйте игры «Маме смешно, а Ванюше смешно?», «Веселые зверушки» или «Ой, что это? Ой, кто это?»
Развитие громкости и высоты голоса.
С малышом второго полугодия жизни можно потренировать голосовые связки, применяя в речи громкие и тихие звуки. Например, можно покричать с ликованием «Ура!» или «Гол!» А потом покачать куклу и шепотом пропеть слова колыбельной песенки «Баю-бай!» или «А-а-а-а!»
Постройте из кубиков самый простой домик или найдите картинку с изображением домика или избушки. «Посадите» в теремок игрушки и побуждайте карапуза отвечать на вопросы. «Кто в домике (теремочке) живет?». Позже ребенок может сам спрашивать обычным голосом, а отвечать – «по ролям», например, за медведя – «басом», за мышку – «пищать» и т.д.
Артикуляционная гимнастика будет уместна уже тогда, когда малыш станет интересоваться окружающим миром. Задача взрослых - показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать. Малышей постарше можно учить выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, показывать лошадку (цокать языком), как дует ветерок, поиграть в прятки с язычком и зубками (показываем и прячем), посылать «воздушный поцелуй», облизывать «вкусное варенье» и т.д.

Дидактические игры в развитие речи детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Антонова Е.В

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию,- главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые — хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе, как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной аналогической речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребенка.

Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

Окружающая ребенка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

Знакомя детей с окружающим, организуя и направляя познавательную деятельность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.

Знакомство с окружающим – одно из средств формирования у детей устной речи. Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладеть знаниями, формирует ум, волю, чувства.

Известно, что знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне: чашка – стакан – кружка; платье – сарафан; портфель – ранец и т. п. Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначения помогают дидактические игры.

А как трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков как сложно ему осваивать последовательность описания, избегать повторов. Именно эти трудности и помогают преодолеть дидактические игры типа: «У кого какой предмет?», направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т. п.), способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов.

Перед рисованием и аппликацией «Цветных страничек» целесообразно провести игру «Цветное лото» и упражнение «Оденем кукол». Дети с большим интересом и разнообразнее (в плане цветового решения) изображают жар-птицу, если перед этим их учили различать холодные и теплые цвета (игры «Составь букет» и «У кого будет больше?»).

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому темпу умственной деятельности.

 

Дидактические игры для детей по развитию речи.

Дидактические игры для детей по развитию речи.

Провела консультацию: учитель-логопед Попова Е.А.

На первом этапе (примерно до 1,5 лет) быстрее развивается «пассивная» речь (есть понимание значения слов, но еще не развито словопроизношение).

             Достаточно два-три раза показать малышу предмет и назвать его, как он уже запоминает новое слово. По просьбе взрослого указывает на то, что назвать еще затрудняется, или употребляет облегченный вариант слова, помогая себе жестами и мимикой. Так, «те» может означать, в зависимости от ситуации, «что?» или «тетя», «гага» - «гусь», «я-я»- «яблоко», «ка» - «машина», «дейка» - «дверь» и т.п. Вследствие ограниченного словаря ребенка одно слово может заменять несколько или даже целое предложение.

Задачи воспитателя:

  • удовлетворять потребность ребенка в общении;
  • совершенствовать понимание речи взрослого;
  • развивать умение подражать слогам и легким по произношению словам.

             На втором этапе (от 1,5 до 2 лет) начинает формироваться самостоятельная речь. Слово становится основным средством общения малыша с окружающим (вместо жестов и мимики). Ребенок как эхо повторяет за взрослыми слова, легкие произносит полностью, для труднопроизносимых использует собственные варианты (чебурашка - «бабашка», стул - «тул» и  т.п.).

             Существенным достижением этого возраста является то, что ребенок может делать элементарные обобщения, обозначать одним словом предметы с похожими признаками (игрушки, посуда).

Задачи воспитателя:

  • расширять знакомство детей с окружающим миром и на этой основе обогащать их словарный запас;
  • формировать умение произносить только отдельные слова, но и простые фразы, отвечать на несложные вопросы;
  • способствовать появлению в речи первых слов-обобщений.

             Развитие речи детей раннего возраста наиболее эффективно происходит в процессе специально организованных игр.

Основные задачи игр:

  • поддерживать и активизировать подражательные действия детей (речевые и двигательные);
  • способствовать взаимодействию со взрослым,   проявлению   элементарной инициативы и самостоятельности;
  • развивать потребность в речевом общении.

Игры проводятся по подгруппам в соответствии с возрастом детей (от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста:

  • Повышение речевой мотивации;
  • Возможность комплексного воздействия на все компоненты речи;
  • Обогащение и закрепление словаря, а также формирование грамматических категорий;
  • Развитие связной речи;
  • Расширение знаний об окружающем мире;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие словестного творчества;
  • Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.

Существует три вида дидактических игр:

Игры с предметами или игрушками - направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

Настольно-печатные игры. Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

На занятиях с детьми мною используются следующие игры с предметами:

- «Волшебный слоник»
- «Кто что ест?»
- «Найди такой же предмет»

- «Помоги мишутке»
- «Рыбки в аквариуме»

«Волшебный слоник»

Цель: правильно называть предмет, учиться описывать предмет.

Ход: ребёнку предлагается наощупь попытаться угадать игрушку, которую он держит, в процессе игры логопед побуждает ребенка подбирать прилагательные к предмету, затем ребенок достает игрушку из волшебного слоника и называет её.

«Кто что ест?"

Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления.

Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. В ходе игры логопед интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.

«Найди такой же предмет»

Цель: соотносить предметы, изображённые на картинке, с отдельными предметами, развивать мелкую моторику рук, познавательный интерес.

Ход игры: мелкие игрушки, завернутые в фантики или фольгу, помещаются в коробку с сыпучим материалом (манка, просо, песок и т.д.), ребенку предлагается найти “конфетку”, развернуть ее и назвать игрушку, а затем подобрать карточку, на которой изображен такой же предмет.

«Помоги мишутке».

Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленький мячик маленькому мишке, большой – большому медведю), развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку большой и маленький мяч, а затем попросить взять большой или маленький мяч. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь мишкам, которые перепутали свои мячи и отдать маленький мячик маленькому мишке, а большой – большому медведю.

“Рыбки в аквариуме”

Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленькую рыбку отпускаем в маленький аквариум, большую – в большой аквариум), развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку одинаковые игрушки разного размера, а затем попросить взять большую или маленькую. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь рыбками и отпустить их в соответствующий аквариум.

Словесные игры. Суть игр данного вида построена на словах и действиях играющих. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания, связной диалогической речи, повышают мотивацию к коммуникации, учат ребенка выражать свои мысли. С помощью словесных игр логопед воспитывает правильное звукопроизношение, уточненяет, закрепляет и активизирует словарь ребенка.

«Хомяк повторюшка»

Цель: вызывать звукоподражание, речь, учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Ход игры: логопед громко произносит А-А-А, игрушка “хомяк” повтораяет сказанное, затем ребенку предлагается сказать что-нибудь хомячку на ушко. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и прочее.

«Заинька»

Цель: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры: дети становятся в круг. Логопед считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Логопед и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши… и т.д.

Для развития зрительной памяти и внимания на занятиях я использую настольно-печатные игры.

«Лото»

Цель: сравнивать предметы, находить одинаковые.

Ход игры: ребёнку предлагается из нескольких карточек, разложенных «рубашкой» вверх выбрать любую понравившуюся. Затем назвать изображенный предмет и найти такой же.

«Разрезные картинки и пазлы».

Цель: развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет.

Ход игры: ребенку предлагается собрать из отдельных частей целое изображение.

«Один – много»

Цель: учить детей употреблять в речи существительные и глаголы единственного и множественного числа. Составлять небольшие предложения, развивать речь. Сравнивать предметы на картинках, развивать грамматический строй речи.

Ход игры: логопед показывает по очереди карточки, на которых изображены предметы в единственном и множественном числе. Если ребенок правильно назвал изображенный предмет, то получает карточку и может опустить ее в «почтовый ящик».

«Найди маму»

Цель: расширить знания детей о домашних животных, обогатить и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.

Ход игры: детям предлагаются картинки в виде пазлов с изображением животных, педагог знакомит детей с понятием «детеныши животных».

Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Детям предлагается помочь найти их. Но для этого нужно знать, кто их детеныши. Педагог проговаривает: "Гав-гав-гав, гав-гав-гав, я щеночка потерял!" Щенок потерялся! Дети повторяют название детеныша и собирают картинки-пазлы и т.д.

«Рыболов»

Цель: формировать глагольный словарь, развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.

Ход игры: на столе лежат картинки с рыбками, к обратной стороне которых большими скрепками прикреплены карточки-действия. Ребенок должен подвести магнит удочки точно под рыбку и поймать ее, затем развернуть карточку-действие, показать и назвать, что на ней изображено. Также ребенок может выполнить действие, изображенное на картинке.

Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи детей.

Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи детей.

Золотарева В.В

Сегодня сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность приводит к тому, что родители большую часть времени уделяют работе, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны, а если общаются, то общение сводится к тому, как ел, спал. Эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.

Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевое общение ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.

В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду; родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых , от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Тема из года в год становится всё актуальнее.

  1. Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребёнка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. Внимание ребёнка привлекает многое из того, что его окружает: ребёнок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определённые явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающими и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребёнка воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Дидактические игры имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформления дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

При проведении дидактических игр воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребёнка, нельзя водить детей для наблюдения в такие места , где им может грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дошкольного воспитания.

  1. Дидактическая игра как средство для формирования речи у детей раннего возраста.

Дидактические игры- эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счёте и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.

Дидактические игры- обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Так дидактические игры с игрушками и предметами , такие как: «Кука Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении; активизирует речь. Настольно- печатные игры, например: «Парные картинки», «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.п., т.е. употребляют глаголы. В играх: «Больше- меньше», «Кто скорее соберёт?», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

И так, дидактические игры- это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушки, природным материалом), настольно- печатные и словесные игры.

  1. Формировать и обогащать словарь детей.

В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.

Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка широко используем дидактические упражнения. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Обогащают словарь детей и дидактические игры «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Кто что делает?», «Угадай персонажей сказки», «Назови животных скажи, кто как кричит» и т.д.

Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье.

Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей раннего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные особенности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его значений и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.

 

Упражнения для укрепления мышц верхнего плечевого пояса.

 Упражнения для укрепления мышц верхнего плечевого пояса.

Киршина Я.А

Исходное положение стоя.

  1. Руки через стороны вверх – вдох, опустить вниз – выдох, повторить 3 раза
  2. Руки к плечам, кисти сжаты в кулак, поочередное разгибание рук вверх, повторить 8 раз.
  1. Руки согнуты в локтях, кисти у плеч, круговые движения вперед, потом назад, повторить по 8 раз.
  1. Руки выпрямлены вперед, скрестные движения рук, затем – отведение в стороны, повторить 8 раз.
  1. Руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы касаются кончиками, ладони выпрямлены, отведение локтей рывками назад, повторить 8–10 раз.
  1. Руки опущены вдоль туловища, круговые движения плечами, повторить по 8 раз вперед и назад.
  1. Правая нога впереди, левая сзади, руки согнуты в локтях, сжаты в кулак, поочередное разгибание рук вперед – «бокс», повторить 8–10 раз.

Исходное положение сидя.

  1. Руки опущены вдоль туловища, ноги выпрямлены и расставлены врозь, руки через стороны вверх с хлопком над головой, опустить, повторить 8 раз.
  1. Кисти рук за головой, выпрямление рук в стороны, вверх, прогнуться в груди, возврат в и.п., повторить 8 раз.
  1. Руки на поясе – отвести локти назад, прогнуться, вернуться в и.п.
  2. Стоя, выпрямленные руки соединить за спиной в «замок» и медленно, с усилением тянуть как можно дольше вправо. Задержать руки в крайнем положении на 10-15 сек, потом расслабиться и опустить руки, не расцепляя «замка». После короткой паузы повторить упражнение влево. Выполнить по 3 раза в каждую сторону.
  3. Сидя на стуле, ладони на талии, развести локти в стороны. Медленно поднимать плечи до предела вверх, слегка втягивая при этом голову и медленно опустить их. Повторить 3-3 раза.
  4. Сидя на стуле, вытянуть руки вниз и чуть в стороны, развернуть максимально наружу. Медленно прогнуть грудь максимально назад, сводя лопатки вместе. Грудь выгибается вперёд как парус. Затем расслабиться и вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
  5. Сидя на стуле или табуретке, завести больную руку за спину, насколько возможно. За спиной захватить её здоровой рукой за запястье и тянуть к противоположной ягодице насколько это возможно до появления боли. Задержать руки на 7-10 секунд и напрячь больную руку на 10-15 сек. Расслабить больную руку и вести её ещё несколько сантиметров дальше до появления лёгкой боли. Затем опять напрячь и расслабить больную руку. Повторять 4-5 раз.
  6. Лёжа на спине. (на кушетки). Положить плечо больной руки на край кушетки. Больную руку выпрямить в локте отвести в сторону, ладонь развернуть вверх. Не меняя положения руки, напрячь её на 5 секунд, затем расслабить и дать свободно опуститься вниз до чувство напряжения. Руку, с обращённой вверх ладонью, оставить выпрямленной в локте на 10-15 сек. Сделать вдох, руку приподнять на 2-3 см и напрячь на 7-10 сек. На выдохе руку расслабить и опустить вниз под действием силы тяжести. Повторить 4-5 раз.
  7. Исходное положение: лёжа на полу, руки вдоль тела. Через стороны, поднять здоровую руки вверх – вернуть в исходное положение. Больную руку через сторону поднять вверх – вернуть в исходное положение. Повторить по 10 раз на каждую руку.

Дидактические игры для развития речи детей

Дидактические игры для развития речи детей раннего возраста

Беляева К.З

Среди огромного количества разнообразных игр важное место занимают дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста:

  • Повышение речевой мотивации;
  • Возможность комплексного воздействия на все компоненты речи;
  • Обогащение и закрепление словаря, а также формирование грамматических категорий;
  • Развитие связной речи;
  • Расширение знаний об окружающем мире;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие словестного творчества;
  • Создание условий для речевого развития детей раннего возраста. 

Существует три вида дидактических игр:

  • Игры с предметами или игрушками - направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.
  • Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
  • Настольно-печатные игры. Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

На занятиях с детьми мною используются следующие игры с предметами:

- «Волшебный слоник»
- «Кто что ест?»
- «Найди такой же предмет»

- «Помоги мишутке»
- «Рыбки в аквариуме»

«Волшебный слоник»

Цель: правильно называть предмет, учиться описывать предмет.

Ход: ребёнку предлагается наощупь попытаться угадать игрушку, которую он держит, в процессе игры логопед побуждает ребенка подбирать прилагательные к предмету, затем ребенок достает игрушку из волшебного слоника и называет её.

«Кто что ест?»

Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления.

Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. В ходе игры логопед интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.

«Найди такой же предмет»

Цель: соотносить предметы, изображённые на картинке, с отдельными предметами, развивать мелкую моторику рук, познавательный интерес.

Ход игры: мелкие игрушки, завернутые в фантики или фольгу, помещаются в коробку с сыпучим материалом (манка, просо, песок и т.д.), ребенку предлагается найти “конфетку”, развернуть ее и назвать игрушку, а затем подобрать карточку, на которой изображен такой же предмет.

«Помоги мишутке».

Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленький мячик маленькому мишке, большой – большому медведю), развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку большой и маленький мяч, а затем попросить взять большой или маленький мяч. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь мишкам, которые перепутали свои мячи и отдать маленький мячик маленькому мишке, а большой – большому медведю.

“Рыбки в аквариуме”

Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленькую рыбку отпускаем в маленький аквариум, большую – в большой аквариум), развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку одинаковые игрушки разного размера, а затем попросить взять большую или маленькую. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь рыбками и отпустить их в соответствующий аквариум.

Словесные игры. Суть игр данного вида построена на словах и действиях играющих. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания, связной диалогической речи, повышают мотивацию к коммуникации, учат ребенка выражать свои мысли. С помощью словесных игр логопед воспитывает правильное звукопроизношение, уточненяет, закрепляет и активизирует словарь ребенка. 

«Хомяк повторюшка»

Цель: вызывать звукоподражание, речь, учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Ход игры: логопед громко произносит А-А-А, игрушка “хомяк” повтораяет сказанное, затем ребенку предлагается сказать что-нибудь хомячку на ушко. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и прочее.

«Заинька»

Цель: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры: дети становятся в круг. Логопед считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Логопед и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши… и т.д.

Для развития зрительной памяти и внимания на занятиях я использую настольно-печатные игры.

«Лото»

Цель: сравнивать предметы, находить одинаковые.

Ход игры: ребёнку предлагается из нескольких карточек, разложенных «рубашкой» вверх выбрать любую понравившуюся. Затем назвать изображенный предмет и найти такой же.

«Разрезные картинки и пазлы».

Цель: развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет.

Ход игры: ребенку предлагается собрать из отдельных частей целое изображение. 

«Один – много»

Цель: учить детей употреблять в речи существительные и глаголы единственного и множественного числа. Составлять небольшие предложения, развивать речь. Сравнивать предметы на картинках, развивать грамматический строй речи.

Ход игры: логопед показывает по очереди карточки, на которых изображены предметы в единственном и множественном числе. Если ребенок правильно назвал изображенный предмет, то получает карточку и может опустить ее в «почтовый ящик».

«Найди маму»

Цель: расширить знания детей о домашних животных, обогатить и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.

Ход игры: детям предлагаются картинки в виде пазлов с изображением животных, педагог знакомит детей с понятием «детеныши животных».

Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Детям предлагается помочь найти их. Но для этого нужно знать, кто их детеныши. Педагог проговаривает: "Гав-гав-гав, гав-гав-гав, я щеночка потерял!" Щенок потерялся! Дети повторяют название детеныша и собирают картинки-пазлы и т.д.

«Рыболов»

Цель: формировать глагольный словарь, развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.

Ход игры: на столе лежат картинки с рыбками, к обратной стороне которых большими скрепками прикреплены карточки-действия. Ребенок должен подвести магнит удочки точно под рыбку и поймать ее, затем развернуть карточку-действие, показать и назвать, что на ней изображено. Также ребенок может выполнить действие, изображенное на картинке.

 

Музыкальная аптека

 

Консультация для родителей

«Музыкальная аптека»

Дмитриева М.В

Ещё в древности медики полагали, что музыка способна вылечить человека. Многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу воздействия музыки на человека целесообразной. А воздействие музыки на ребёнка неоценимо. Музыка способна регулировать состояние души ребёнка: она помогает ему преодолеть неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь чего-то, помогает поднять настроение, работоспособность. Музыка помогает восстановить нервную систему ребёнка. Например, чересчур перевозбуждённый малыш благодаря спокойной мелодии может успокоиться, а ритмичная музыка способна взбодрить нерешительного ребёнка.

Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.

В классическую релаксационную программу входят следующие произведения:

  • А. Вивальди: «Зима»
  • Ф. Шуберт: «Аве Мария» или 2-я часть 8-й симфонии
  • И.-С. Бах: «Ария из сюиты №3»или медленные части Браденбургских концертов
  • В. Беллини : «Каватина Нормы»

Л. ван Бетховен :вторые части фортепьянных сонат 8,14,23

  • П .Чайковский: анданте контабиле из 5-й симфонии
  • П. Чайковский: «Июнь» и «Октябрь» из цикла «времена года»
  • Д. Шостакович: «Романс из к/ф «Овод»

Кстати, универсальная музыка, которую чаще всего «прописывают больным», -это произведения Моцарта.

Поп-музыка обладает навязчивым ритмом и незаконченностью музыкальных фраз, поэтому дошкольникам не рекомендуется слушать её.

И запомните ещё одно: музыкальная программа не должна затягиваться более чем на 15-20 минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.

В целом музыка развивает навык «вслушивания», способствует развитию воображения, фантазии, возникновению положительных эмоций.

Помните самое главное: музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.

 

Развивающие речь игры, для детей от 1 года до 2 лет

Развивающие речь игры, для детей от 1 года до 2 лет

Казакова А.С

Ращупкина М.А

«Домик и дорожка». Играть с 1 года.

Цель игры: учить различать предметы по названию и форме, учить выполнять простейшие постройки по образцу, развивать навык общения, навык игры по очереди, развивать понимание обращённой речи, память.
Для игры: деревянные или пластмассовые кубики (с гранью не менее 4 см) и кирпичики (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) разноцветные. Начинайте играть с одинаковым цветом и с двух кубиков и кирпичиков, со временем, увеличивая их количество и расширяя цветовой спектр.
Ход игры:

Покажите малышу кубики, назовите их. Продемонстрируйте, как строить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично, покажите, как выкладывать дорожку из кирпичиков (положить один кирпичик за другим).
В процессе игры проговаривайте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком». Говорите плавно, голосом выделяйте слова кубик и кирпичик.
Играйте с малышом по очереди (вы построили домик, предложите ребёнку построить домик, затем снова вы и т.д.). У вас может получиться целый город, а между домами дорожки. А потом можно покатать машинки, поселить любимые игрушки и т.д. Включайте фантазию, удлиняйте игру, следуйте в игре за ребёнком.

«Найди и покажи»Играть с 1 года 3 месяцев.

Цель игры: расширять запас понимаемых слов, обозначающих предметы быта, игрушки, развивать понимание обращённой речи.
Для игры: игрушки, предметы обихода.
Ход игры:

Во время кормления, гигиенического ухода, одевания, игр, называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машина, мяч, миска, вода, мыло, часы и т.  п.).
Разложите перед ребенком 3 предмета, игрушки и попросите показать каждый из них. После задайте ребенку вопрос: «Где мяч? Где мыло? И т.д.». Малыш вам будет показывать предмет, игрушку или стараться повторить названия предмета. После каждого правильного ответа, хвалите ребёнка, обнимайте его, гладьте по голове или радостно восклицайте «Ура! Да, это мыло!».

Затем, разложите эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь повторите игру.
Количество предметов, игрушек, увеличивайте постепенно. Повторяйте подобную игру 2-3 раза в неделю, с добавлением новых предметов.



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта