Дидактические игры для развития речи детей раннего возраста
Дидактические игры для развития речи детей раннего возраста
Едакина А.В
Федорова В.В
Среди огромного количества разнообразных игр важное место занимают дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста:
- Повышение речевой мотивации;
- Возможность комплексного воздействия на все компоненты речи;
- Обогащение и закрепление словаря, а также формирование грамматических категорий;
- Развитие связной речи;
- Расширение знаний об окружающем мире;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие словестного творчества;
- Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
Существует три вида дидактических игр:
Игры с предметами или игрушками - направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.
Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Настольно-печатные игры. Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.
На занятиях с детьми мною используются следующие игры с предметами:
- «Волшебный слоник»
- «Кто что ест?»
- «Найди такой же предмет»
- «Помоги мишутке»
- «Рыбки в аквариуме»
«Волшебный слоник»
Цель: правильно называть предмет, учиться описывать предмет.
Ход: ребёнку предлагается наощупь попытаться угадать игрушку, которую он держит, в процессе игры логопед побуждает ребенка подбирать прилагательные к предмету, затем ребенок достает игрушку из волшебного слоника и называет её.
«Кто что ест?"
Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления.
Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. В ходе игры логопед интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.
«Найди такой же предмет»
Цель: соотносить предметы, изображённые на картинке, с отдельными предметами, развивать мелкую моторику рук, познавательный интерес.
Ход игры: мелкие игрушки, завернутые в фантики или фольгу, помещаются в коробку с сыпучим материалом (манка, просо, песок и т.д.), ребенку предлагается найти “конфетку”, развернуть ее и назвать игрушку, а затем подобрать карточку, на которой изображен такой же предмет.
«Помоги мишутке»
Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленький мячик маленькому мишке, большой – большому медведю), развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку большой и маленький мяч, а затем попросить взять большой или маленький мяч. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь мишкам, которые перепутали свои мячи и отдать маленький мячик маленькому мишке, а большой – большому медведю.
“Рыбки в аквариуме”
Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленькую рыбку отпускаем в маленький аквариум, большую – в большой аквариум), развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку одинаковые игрушки разного размера, а затем попросить взять большую или маленькую. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь рыбками и отпустить их в соответствующий аквариум.
Словесные игры. Суть игр данного вида построена на словах и действиях играющих. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания, связной диалогической речи, повышают мотивацию к коммуникации, учат ребенка выражать свои мысли. С помощью словесных игр логопед воспитывает правильное звукопроизношение, уточненяет, закрепляет и активизирует словарь ребенка.
«Хомяк повторюшка»
Цель: вызывать звукоподражание, речь, учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход игры: логопед громко произносит А-А-А, игрушка “хомяк” повтораяет сказанное, затем ребенку предлагается сказать что-нибудь хомячку на ушко. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и прочее.
«Заинька»
Цель: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход игры: дети становятся в круг. Логопед считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Логопед и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши… и т.д.
Для развития зрительной памяти и внимания на занятиях я использую настольно-печатные игры.
«Лото»
Цель: сравнивать предметы, находить одинаковые.
Ход игры: ребёнку предлагается из нескольких карточек, разложенных «рубашкой» вверх выбрать любую понравившуюся. Затем назвать изображенный предмет и найти такой же.
«Разрезные картинки и пазлы».
Цель: развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет.
Ход игры: ребенку предлагается собрать из отдельных частей целое изображение.
«Один – много»
Цель: учить детей употреблять в речи существительные и глаголы единственного и множественного числа. Составлять небольшие предложения, развивать речь. Сравнивать предметы на картинках, развивать грамматический строй речи.
Ход игры: логопед показывает по очереди карточки, на которых изображены предметы в единственном и множественном числе. Если ребенок правильно назвал изображенный предмет, то получает карточку и может опустить ее в «почтовый ящик».
«Найди маму»
Цель: расширить знания детей о домашних животных, обогатить и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.
Ход игры: детям предлагаются картинки в виде пазлов с изображением животных, педагог знакомит детей с понятием «детеныши животных».
Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Детям предлагается помочь найти их. Но для этого нужно знать, кто их детеныши. Педагог проговаривает: "Гав-гав-гав, гав-гав-гав, я щеночка потерял!" Щенок потерялся! Дети повторяют название детеныша и собирают картинки-пазлы и т.д.
«Рыболов»
Цель: формировать глагольный словарь, развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.
Ход игры: на столе лежат картинки с рыбками, к обратной стороне которых большими скрепками прикреплены карточки-действия. Ребенок должен подвести магнит удочки точно под рыбку и поймать ее, затем развернуть карточку-действие, показать и назвать, что на ней изображено. Также ребенок может выполнить действие, изображенное на картинке.