Апрель

Играем с ребенком дома

 «Играем с ребенком дома»

Золотарева В.В

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

  • Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
  • Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
  • Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
  • Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
  • Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
  • Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

Предлагаю рассмотреть  ниже, предлагаемые игры не просто интересные, но и полезные.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

«Что лишнее?» у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку тренировку внимания. Вот перед ним лежат мячик, кукла, кубик, тарелка. Что лишнее? правильно, из тарелки едят, а остальные предметы-игрушки. А теперь пусть ребёнок устроит вам подобный экзамен (игра развивает память, внимание, логику)

«Чудесный мешочек» В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс. Положите в небольшой мешочек хорошо знакомые ребёнку предметы-мячик, кубик, карандаш, кисточку, шнурок и др. Завяжите ребёнку глаза и попросите его вытащить один предмет. Пусть попробует узнать этот предмет на ощупь (игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность)

«Что за сказка?» У вас в руках всё тот же чудесный мешочек, в котором находятся предметы, которые потеряли сказочные персонажи (ключ, туфелька, горошина, луковица и т. д) Ребёнок должен отгадать, что за герой его потерял или в какой сказке встречается этот предмет. (игра развивает речь, память, воображение)

«Комплименты» Расскажите ребёнку, что вежливому человеку живётся легче и веселее. Его все уважают и ценят. Проверьте, умеете ли вы говорить комплименты и умеет ли это делать ваш ребёнок. В эту игру можно играть вдвоём или большой компанией. Все по очереди говорят каждому из участников что-то приятное. За самый лучший комплимент-приз. (игра развивает умение общаться)

«Кто первый?» Называйте вслух всё, что видите за окном. (деревья, автомобили, птицы, дома и т. д.) Побуждайте ребёнка указывать и называть разные объекты, а также отыскивать среди них какие-то примечательные (самое большое дерево, грузовая машина) .А теперь загадайте какой-нибудь объект, который можно увидеть за окном. Выигрывает тот, кто увидит загадочный объект первым. (игра развивает внимание, расширяет словарный запас)

 «Запомни предметы», «Запомни слова». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

«Детектив». Ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

«Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

«Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

«Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

«Истории в картинках». Учить учитывать последовательность событий.

«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

«Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий»«сильный — слабый», «твердый — мягкий» и др.

«Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

«Найди отличия».

«Найди два одинаковых предмета».

«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

«Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

«Игры на кухне».

Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Н-р, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:

«Съедобное-несъедобное». Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

Отгадываем «Вкусные» загадки.

В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился. (Сахар)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

Дедушка смеется,

на нем шубонька трясется. (Кисель)

Холодок в пакете

Едят и взрослые и дети

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)

В воде родится, а воды боится. (Соль)

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

«Цвет, форма, размер». Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Угадай». Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше». Совместно с ребенком выберите тему игру (н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково». Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.

Задания на развитие мелкой моторики:

  1. Рассортировать белую и красную фасоль;

2.Выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;

  1. В мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;
  2. Посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Так же детям будет интересно поиграть в игры с водой и в виде экспериментов:

Игра – эксперимент «Переливание воды из одного стаканчика в другой»

Дайте ребенку разные по объему стаканчики и предложите перелить воду из одного в другой. В процессе игры обязательно обратите внимание ребенка, на то, что вся вода помещается в стаканчиках или наоборот воды не хватает.

Ира «Кораблик» (развиваем речевое дыхание)

Оборудование: емкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик или пластмассовые крышечки).

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблик. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

Игра – эксперимент «Сожми губку»

Взрослый показывает малышу поролоновые губки и учит, как они умеют сжиматься и разжиматься. Даёт малышу, чтобы он мог потрогать и сжать в руке. Затем предлагает поиграть с губками в воде. Малышу особенно интересно наблюдать, как из губки при сжатии вытекает вода.

«Необычные рисунки»

Налейте на лист бумаги немного воды и дайте задание ребенку: подуть на нее через трубочку – получаются необычные рисунки.

 

Играем с ребенком дома 1-1.6 года

Консультация для родителей

«Играем с ребенком дома 1-1.6 года»

Ткаченко А.С

«Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних», – подчеркивает В. Алямовский. Поэтому нам особенно важно наблюдать за развитием и поведением ребенка. Родителям необходимо знать, что ребенок в каждый период своего развития приобретает определенные «психологические ценности», которые будут с ним всю его жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, не следует форсировать его «взросление», так как в данном случае малыш не получит должного развития

Предлагаем вам ряд игр и игровых упражнений, с помощью которых можно организовать детей, переключить их внимание, снять эмоциональное напряжение:

Игра «Угадай, что за овощ или фрукт»

На блюдце выкладывают кусочки разных фруктов или овощей, отличающих по вкусу. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в рот кусочек. Ребёнку надо отгадать, что это за овощ или фрукт. Начать игру с двух кусочков, затем увеличить количество.

Игра «Меткий глаз»

Нарисуйте мелом на стене 2-3 круга или квадрата. Малыш постарается попасть мячиком в каждый из них. В эту игру лучше играть всем вместе; каждый по очереди попытается попасть в мишень.

Полезно поощрять ребенка за самостоятельность в игре. Малыш сам сложил кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора - сохраните это до тех пор, пока соберутся все домашние. Внимание и похвала вызовут желание и в дальнейшем действовать в игре самостоятельно.

Занимаясь своими делами, родители должны время от времени посматривать, чем занят, во что играет их ребенок.

Внимательные взрослые всегда найдут интересное дело для ребенка. К примеру, мама стирает и предлагает дочери постирать платья для кукол. Девочка устраивается со своим детским корытцем тут же, возле мамы. Вечером, когда старшие братья и сестры садятся за уроки, малыш рядом с ними рисует, вырезает что-нибудь из бумаги или лепит. Так постепенно ребенок приучается уважать дела старших, сообразуя свой досуг с устоями, существующими в семье.

Игры, развивающие физические данные ребенка координацию, силу и ловкость

  1. Хлоп-хлоп

Цели игры: развитие координации и точности движений, выполнения действий на сопоставление, развитие внимания, развитие слухового и зрительного анализаторов, массаж активных зон ладоней рук, развитие умения ориентироваться.

Родителям на заметку. Умственное развитие част о опережает физическое. Стоит отметить, что физическое развитие является мощным стимулом умственного развития.

Рекомендации: предпочтительно, чтобы члены семьи играли все вместе для того, чтобы ребенок мог ориентироваться и анализировать правильность выполнения движений.

Ход игры: участники игры становятся в круг, выбирается ведущий (смотрите варианты считалочек в главе «Бабушкин сундук»), который становится в круг и начинает проговаривать стихотворение и показывать движения, все остальные выполняют движения вслед за ним:

Повторяй скорей за мной,

Хлоп-хлоп-хлоп перед собой.

А потом над головой.

Слева, справа, не спеши,

Мне ладошки покажи.

Сядем — хлоп,

И встанем — хлоп,

Хлопать не устали.

Хлопнем даже за спиной,

Вновь потом над головой,

Хлоп-хлоп-хлоп перед собой.

Повторяй скорей за мной.

Темп задается произвольно по мере того, как участники игры овладели движениями. По окончании игры ведущий похвалит тем, кто был наиболее внимательным и правильно выполнял упражнения.

  1. Верхолаз

Цель игры: развитие координации, цепкости рук, мышц тела.

Необходимые материалы и наглядные пособия: шведская лестница или вертикальная лестница на детской площадке.

Рекомендации: первое время обязательно будьте с ребенком рядом и поддерживайте его. Следует отметить, что вверх малыш заберется проворнее, чем он спустится с высоты.

Ход игры: малыша подведите к лестнице, поставьте на нижнюю ступеньку, помогите зацепиться руками за перекладину. Покажите ребенку, как нужно подниматься по вертикальной лестнице, поддерживая его при этом. Можно подбодрить малыша, приговаривая:

Руки, ноги,

Раз и два,

Лезу вверх упорно.

Не кружится голова,

Вверх смотрю задорно.

Малыш довольно быстро усваивает принцип движения вверх, со спуском дело обстоит сложнее, поэтому первое время взрослым рекомендуется снимать его с достигнутой высоты. В дальнейшем он освоит под Вашим контролем и спуск с лестницы.

Я тихонечко спускаюсь

С маленькой вершины.

Ногу ставлю осторожно,

Руку тихо опускаю.

Проворно получается,

Земля не качается.

После подъема или спуска обязательно похвалите маленького верхолаза.

 

Чем занять детей в 1-2 года?

Консультация для родителей

«Чем занять детей в 1-2 года?»

Панфилова О.М

Чем увлечь любопытного годовалого карапуза? Многие мамы задают себе этот вопрос, поскольку совмещать занятия с малышом и домашние дела достаточно сложно.

Давайте рассмотрим два варианта: совместные игры с мамой и самостоятельная деятельность малыша, когда женщине необходимо высвободить для себя чуточку свободного времени и одновременно занять чем-то ребенка.

Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры

Лучший партнер для годовалых деток – это его любимая мама. Какие игры родители могут предложить малышу?

  • Мыльные пузыри. Пожалуй, нет на свете крохи, который бы не любил наблюдать, как вода превращается в разноцветные прозрачные шарики. Детей в этом процессе интересует все: откуда берутся пузыри, как их можно выдуть, почему они лопаются?
  • Рисование.12-месячный ребенок уже с явным удовольствием рисует пальчиковыми красками, к двум годам он уже может справиться с гуашью, акварельной живописью.
  • Лепка. Лепить можно из специального соленого теста или обычного мягкого пластилина. Покажите ему простейшие упражнения: скатайте шарик, колбаску, продемонстрируйте, как изготовить лепешку. Плюс подобного занятия неоспорим – активное развитие мелкой моторики!
  • Ролевые игры. Обычные сюжеты: покормить куколку, сделать с ней зарядку, запеленать ее, покачать в коляске, уложить ее спать. И все же без маминой помощи пока не обойтись. Ближе к трем годам сюжеты игр станут более сложными, ведь к непосредственному опыту добавится и воображение.
  • Чтение книг.
  • Прогулочные» игры.
  • Подвижные игры дома.
  • Кубики, матрешки, пирамидки. . Для детей в 1-2 года подходят кубики, пирамиды, рамки-вкладыши, сортеры, крупные конструкторы, музыкальные инструменты.
  • Игры с крупами. Возьмите большой таз с манкой, поместите в него множество «секретиков» и «сокровищ». Это могут небольшие игрушки, крышки от баночек, фигурные макаронные изделия. Кстати, на поддонах или на больших темных блюдах можно рисовать необычные картины детскими пальчиками.
  • Воздушные шары. Потрясающе увлекательное занятие с маленькими детьми. На шарике вы можете рисовать фломастером веселые рожицы.

Чем можно занять малыша в один-два года: самостоятельные игры

  • «Чудо-коробочка».В обычную коробку необходимо сложить разные безделушки и мелочи.
  • Развлечения с бумагой. И в 12 месяцев, и в два годика дети интересуются бумажными изделиями – любят пошуршать бумагой, разорвать на кусочки, помять и сделать из нее шарики.
  • Водные развлечения. В таз наберите не очень много воды, вручите крохе самые разные резиновые игрушки (уточки, медвежата, кораблики), пусть он играет.

Совместные и самостоятельные игры нужно чередовать, однако не стоит стараться занимать каждую свободную минуту детского времени. Разрешите своему чаду немного поскучать, «полодырничать» и дайте возможность самому придумать себе занятие.

Авторские методики развития детей

  • Образовательная методика "Добрые Сказки"
  • Методика Никитиных
  • Методика Сесиль Лупан
  • Методика Марии Монтессори
  • Методика Глена Домана
  • Методика Николая Зайцева
  • Методика Воскобовича
  • Программа «ТРИЗ»
  • Система Занкова
  • Система Эльконина-Давыдова

 

Игры-забавы с детьми до года

Консультация для родителей «Игры-забавы с детьми до года»

Антонова Е.В

Все дети любят играть. Игра – это основной вид деятельности ребенка. В процессе игры малыш приобретает и улучшает навыки общения, знакомится с окружающим миром и узнает о собственных возможностях.

Игра в «ку-ку». Эта игра не только забавляет ребенка, она очень важна для развития его мозга. Играть в нее можно по-разному:

• закрывая лицо руками;

• прикладывая к лицу полотенце;

• прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда;

• закрывая малышу глаза его же руками, а потом убирая руки;

• пряча игрушку под покрывало, а затем стягивая его.

Каждая игра в прятки способствует появлению новых ассоциаций или закреплению уже сформированных, усложняя и упорядочивая ту сложную систему связей, которая большей частью сохранится в мозгу на всю жизнь.

«Ладушки». Такие игры развивают координацию движений, учат подражать действиям взрослых. Произнесите слова, произведите необходимые действия, затем сопроводите ими действия ребенка (возьмите его ладошки и хлопайте ими). А после побудите ребенка к самостоятельному выполнению движений по веселой команде:

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки. И т. д.

Игра со звуками. Потрясите погремушкой перед ребенком. Пошумите ею справа, слева, над головой, внизу. Меняйте звуки. Можно, например, пощелкать пальцами, постучать ложкой о стеклянный стакан, потом деревянный. Чем больше разных звуков вы придумаете, тем лучше будет развиваться слух малыша.

Игра «повторение». Если ваш малыш произносит определенный набор звуков, например, «да», «ба», «гу», подражайте ему. Такая игра поможет в создании основы разговорных навыков. Попробуйте также следующие действия: поцелуи с чмоканьем, цоканье языком, щелкните языком, произнесите «чи-чи» и шипящие звуки, надувайте щеки и дуйте, говорите «буб-буб», щелкая по верхней губе указательным пальцем.

«Попищим». Потренируйтесь петь свои любимые песни тонким голосом. Прижав ребенка к себе, пропойте ему какую-нибудь песню сначала обычным голосом, а затем фальцетом. Во втором случае внимание ребенка становится более устойчивым. Произнесение слов фальцетом особенно концентрирует внимание, а поэтому это хороший способ помочь ребенку понять важность речи.

«Пожалеемся». Возьмите ребенка на руки и, покачивая его, пойте колыбельные или другие успокаивающие песенки в роде «Баю-баюшки-баю». Раскачивающие движения успокаивают малыша и укрепляют доверие между ним и мамой. Пропев последнюю строчку песни, крепко прижмите ребенка к себе.

«Различение цветов». Дети нуждаются в зрительной стимуляции. Наденьте ребенку на ноги яркие и разные по цвету носочки. Подтяните ноги в носочках к его лицу так, чтобы он мог их видеть. Когда малыш увидит яркие цвета, он очень оживится. Первое время ребенок будет замечать яркие цвета случайно, но со временем научится концентрировать свое внимание на цвете более длительно.

Играем с ребёнком дома

«Играем с ребёнком дома»

 Федорова В.В

Едакина А.В

 Ребенок проходит неповторимый жизненный этап: он уже многое умеет, новые навыки и знания осваивает с огромной скоростью, активно учится говорить. А к 3 годам он войдет в кризисный период – будет учиться осознавать себя как самостоятельную, взрослую, социальную личность.

И родителям важно помогать малышу в развитии важных сфер его деятельности. А лучший способ сделать это – игровой. Какие игры для детей 2–3 лет особенно полезны? Любая игровая деятельность должна учитывать интересы маленького человека. А что нравится детям в 2–3 года? Любые игры, подразумевающие двигательную активность (бегать, прыгать, лазать, скакать). Природа устроила это, чтобы малыши могли развивать и укреплять мышцы, связки, тренировать вестибулярный аппарат, ориентироваться и уверенно двигаться в пространстве. Изучение окружающей реальности – природы, космоса, социума, транспорта, семьи и т. д. Словотворчество. Ребенок упражняется в создании новых словечек, исследуя свои речевые возможности, развивая фантазию. Созидательная деятельность (строительство башен, крепостей, собирание картинок из частей). Творчество (пение, танцы, рисование, лепка, конструирование). Сюжетные игры (больничка, пожарный, дочки-матери), помогающие малышу изучать большой мир во всей полноте человеческих взаимоотношений. Подражание родителям. Сейчас дети бесконечно предлагают взрослым свои «хозяйственные услуги» (подметать, стирать, готовить). Это и ощущение собственной важности, и навык взаимодействия с членами первого в жизни ребенка социума – семьи, и получение новых бытовых навыков. Не ругайте ребенка за то, что он не хочет выполнять какое-то ваше задание, пусть и игровое, или у него не получается сделать это правильно. Подбодрите, поддержите словами – скажите, что все получится, если проявить немножко упорства, что у всех деток с первого раза мало что получается. Итак, подбирая развивающие игры для детей 2 – 3 лет, важно отталкиваться от этих интересов, стремясь привить ребенку нужные навыки.

Для большинства развивающих игр требуется определенный реквизит. Это бытовые принадлежности, природные материалы, а также игрушки или их наборы. Они должны отвечать определенным требованиям: способствовать развитию физических навыков; развивать мелкую моторику, речь, интеллект; отражать личный мир ребенка, где он сможет примерить на себя интересующую профессию или социальную роль; развивать творческий потенциал ребенка; вырабатывать усидчивость, прилежность; давать возможность релаксации.

Когда двухлетний малыш рычит, изображая тигра, крутит невидимый руль, будто бы он — машина, или качает куклу, все вокруг умиляется. Иногда даже начинают говорить о беззаботности детства, мол, можно бесконечно играть и ничего больше не делать.

На самом же деле, детская игра – это сложное явление, такое себе развлечение с пользой. Являясь, по сути, дидактическим единственным инструментом в руках взрослого (родителя или воспитателя), игра всесторонне развивает ребенка в раннем детстве.

Значение игр в развитии детей 2-3 лет

Если ребенку дать игрушки или какие-либо другие предметы, попросить его найти занятие, он обязательно его найдет. Возможно, малышу даже будет весело. Но взрослый, который осознает ответственность воспитания ребенка 2 — 3 лет, обязательно поучаствует в игре, используя ее для достижения различных педагогических целей.

ВАЖНО: Целенаправленная, правильно организованная и доведенная до конца игра с ребенком 2-3 лет способствует физическому либо умственному развитию малыша, формированию у него нравственности, его социализации, прочее. Некоторые игры вырабатывают несколько навыков либо воспитывают несколько качеств.

У игр с детьми 2 — 3 лет могут быть следующие цели:

  • Воспитание личностных качеств. В ребенка в раннем детстве понятия о добре и зле, плохом и хорошем только закладываются. И только в форме игры, ненавязчиво, ему можно объяснить, почему нужно быть доброжелательным, вежливым, скромным, трудолюбивым, ответственным, так далее, и нельзя быть грубым, жадным, эгоистичным, так далее.
  • Социализация. Уже в два-три года в процессе игры ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Играя, он учится общаться, дружить, договариваться, отстаивать свое мнение, находить выходы из различных спорных ситуаций.
  • Формирование самооценки. Успехи в игре радуют ребенка, вселяют в него уверенность в собственных силах, повышают самооценку.
  • Физическое развитие. Подвижные игры для малышей в раннем детстве способствуют укреплению у них навыков ходьбы, бега, учат их манипулировать с различными предметами, применять их по назначению, делаю их крепкими, выносливыми, способствуют формированию сильного иммунитета.
  • Тренировка мелкой моторики. У ребенка 2 — 3 лет активно развивается устная речь. Любые игры с мягкими пазлами, кубиками, сортерами, конструкторами, мозаиками, прочее, во время которых малыш манипулирует с небольшими предметами, способствуют усовершенствованию умения говорить.
  • Развитие различных психологических процессов: памяти, фантазии, восприятия, внимания, образного и логического мышления.

ВАЖНО: Для организации игр с малышами 2 — 3 лет дома или в детском саду обязательно нужен инвентарь. Это игрушки или предметы-заместители: игрушки и наборы для сюжетно-ролевых игр, куклы, фигурки, солдатики, модели, развивающие игрушки (мозаики, пазлы, конструкторы, кубики, головоломки), настольные игры (лото, карточки, домино), игрушки для улицы, спортивный инвентарь, электронные и интерактивные игрушки, прочее.

 

 

Играем с малышом дома

Консультация для родителей.

«ИГРАЕМ С МАЛЫШАМИ ДОМА»

Беляева К.З

В 2–3 года ребенок проходит неповторимый жизненный этап: он уже многое умеет, новые навыки и знания осваивает с огромной скоростью, активно учится говорить. А к 3 годам он войдет в кризисный период – будет учиться осознавать себя как самостоятельную, взрослую, социальную личность. И родителям важно помогать малышу в развитии важных сфер его деятельности. А лучший способ сделать это – игровой. Какие игры для детей 2–3 лет особенно полезны? Любая игровая деятельность должна учитывать интересы маленького человека. А что нравится детям в 2– 3 года? Любые игры, подразумевающие двигательную активность (бегать, прыгать, лазать, скакать). Природа устроила это, чтобы малыши могли развивать и укреплять мышцы, связки, тренировать вестибулярный аппарат, ориентироваться и уверенно двигаться в пространстве. Изучение окружающей реальности – природы, космоса, социума, транспорта, семьи и т. д. Словотворчество. Ребенок упражняется в создании новых словечек, исследуя свои речевые возможности, развивая фантазию. Созидательная деятельность (строительство башен, крепостей, собирание картинок из частей). Творчество (пение, танцы, рисование, лепка, конструирование). Сюжетные игры (больничка, пожарный, дочки- матери), помогающие малышу изучать большой мир во всей полноте человеческих взаимоотношений. Подражание родителям. Сейчас дети бесконечно предлагают взрослым свои «хозяйственные услуги» (подметать, стирать, готовить). Это и ощущение собственной важности, и навык взаимодействия с членами первого в жизни ребенка социума – семьи, и получение новых бытовых навыков. Не ругайте ребенка за то, что он не хочет выполнять какое- то ваше задание, пусть и игровое, или у него не получается сделать это правильно.

Подбодрите, поддержите словами – скажите, что все получится, если проявить немножко упорства, что у всех деток с первого раза мало что получается. Итак, подбирая развивающие игры для детей 2 – 3 лет, важно отталкиваться от этих интересов, стремясь привить ребенку нужные навыки.

Расскажем о нужных игрушках. Для большинства развивающих игр требуется определенный реквизит. Это бытовые принадлежности, природные материалы, а также игрушки или их наборы. Они должны отвечать определенным требованиям: способствовать развитию физических навыков; развивать мелкую моторику, речь, интеллект; отражать личный мир ребенка, где он сможет примерить на себя интересующую профессию или социальную роль; развивать творческий потенциал ребенка; вырабатывать усидчивость, прилежность; давать возможность релаксации. Понятно, что одна игрушка все эти функции не выполнит. Поэтому в 2–3 года у ребенка должны быть: предметы для физической активности (мячи, каталки, кегли, велосипеды); звуковые и музыкальные игрушки (барабан, пианино, дудочка, гитара, различные музыкальные модули, «говорящие» книги, плакаты, таблицы, говорящие игрушки и другие подобные развивашки); игры и игрушки для развития интеллекта, усидчивости, творческих способностей и мелкой моторики (конструкторы, кубики, лото, мозаики, пазлы, матрешки, сортеры, шнуровки, пластилин, карандаши, краски); игрушки и наборы для социально-бытовых игр.

Важно учесть, что к этому возрасту дети уже осознают свою гендерную принадлежность и вырабатывают соответствующее стереотипное поведение, поэтому развивающие комплекты игрушек будут отличаться в зависимости от пола ребенка. Для девочек: игрушечная кухня и посудка; куклы, мебель, одежда и коляски для них; бытовые приборы (утюг, пылесос, духовка, стиральная машина); мягкие игрушки; набор «больничка». Для мальчиков: набор мужских инструментов с мини-мастерской; машинки; пистолеты и автоматы; крепости, солдатики; роботы, трансформеры; наборы транспорта (пожарного, полицейского, военного, «скорой помощи»); игрушки на радиоуправлении.

 ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ. 

Для разностороннего развития малышей этого возраста существует множество игровых упражнений и игр. Активное физическое развитие ребенку обеспечивают такие игры: догонялки; жмурки; игры с мячом (ребенок бросает мяч об стенку, ловит, бросает родителям); прыжки на двух ногах; бег на носочках; имитация движений животных и птиц (заяц, медведь, лягушка, цапля, воробей, слон, гусеница, коршун); ходьба по скамейке или бревну («переправа»); бег с огибанием препятствий (в доме – стулья, подушки, на улице – скамейки, столбы, деревья); ходьба с преодолением препятствий (ям, возвышений, ступенек, луж); ходьба по размеченной траектории (кривая, ломаная линия); прыжки на фитболе; ходьба на руках («тачка»). Дома можно предложить ребенку игру в «меткого стрелка». Поставьте два пластиковых ведра и бросайте в них «снаряды», скрученные из мягкой бумаги: мама – в свое ведерко, малыш – в свое. Выберите для бросков расстояние, с которого кроха сможет попасть в цель. По окончании игры наградите юного «снайпера» игрушкой или сладким сюрпризом. Развивая меткость, ребенок учится координировать движения рук. Старайтесь менять вид деятельности малыша каждые 10–15 минут: чередуйте двигательные развивающие занятия с занятиями за столом, чтением. В этом возрасте ребенок не сможет концентрировать внимание на чем-то дольше.

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ. 

Это игры, направленные на изучение ребенком окружающего мира, предметов и их свойств, явлений, а также на развитие логики, внимания, памяти. Можно предложить 2– 3-летнему малышу: найти названный мамой предмет на картинке, в комнате или во дворе; найти пару из нескольких похожих предметов; найти вокруг предметы заданной формы (квадратные, круглые, прямоугольные); отыскать одинаковые рисунки на одежде, посуде; сортировать предметы по размеру или цвету (например, белье для стирки); разложить предметы по местам, используя понятия «право- лево», «позади-впереди», «выше-ниже»; собрать рисунок, разрезанный на 3–4 детали; складывать матрешки друг в друга; отгадывать рифмованные загадки; отыскать высокие и низкие предметы (шкафы, стулья, дома), узкие и широкие (дороги, коврики, коридоры), короткие и длинные (карандаши, шарфы, линейки); подобрать к нарисованной тени соответствующий предмет; найти, какой детали на картинке не хватает; найти предмет по двум

указанным признакам (круглый и синий, квадратный и красный); поиграть во «что пропало» или «что появилось»; поиграть в прятки; поиграть на улице с тенью, солнечным зайчиком, снегом, ветками, шишками, песком; рассортировать предметы или картинки по обобщающим признакам (одежда, птицы, пища, мебель). В этом возрасте малышей можно ненавязчиво знакомить с основами арифметики и счета. Не передавайте малыша в «ведение» телевизора. Какой бы познавательной и развивающей вам ни казалась передача, длительное пребывание перед телеэкраном для растущего организма ребенка совсем не полезно.

 РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ. 

Для развития сенсорики в 2–3 года можно позаниматься с ребенком: изучением запахов, вкусов (найти предмет по запаху, назвать вкус с закрытыми глазами, найти предмет такого же запаха или вкуса, как предложенный); изучением холодных, теплых, горячих поверхностей (например, регулируя температуру воды в кране); описанием тактильных ощущений от прикосновения разных предметов (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, пушистый, колючий); поиском материала, который соответствует предложенному образцу (кусочку картона, шелка, ваты, шерсти).

 РАЗВИВАЕМ СЛУХ МАЛЫША. 

Для развития слуха – общего и музыкального – ребенку полезно: узнавать и называть различные звуки или шумы на прогулке и дома (ветер, машина, птица, животное, вода, чайник, фен и т. д.); находить источник звуков (саму птицу, чайник, ворох листьев, кота); играть на детских музыкальных инструментах; слушать пение мамы и подпевать; пританцовывать или отстукивать в такт музыке.

 ЧТО РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ? 

Как уже было сказано, речевые навыки у ребенка с двухлетнего возраста развиваются стремительно. Какие игры в этом могут помочь? Все, которые развивают внимание, логику, мышление, память, мелкую моторику, координацию рук, дыхание, подвижность губ, щек и языка (артикуляцию), побуждают ребенка к высказываниям. Чем больше таких игр проводится с ребенком, тем более совершенной будет его речь. Мышление, координацию, воображение, мелкую моторику развивают:

рисование, раскрашивание (подойдут готовые альбомы для самых маленьких); рисование пальцами и ладонями по муке, манке, крупам; лепка из теста или пластилина; игры с песком – простым и кинетическом; аппликация; игры с мозаиками, пазлами, наклейками; занятия с сортерами, пирамидками, кубиками, вкладышами, конструкторами; шнуровки; пальчиковая гимнастика (о ней тоже есть статья). Артикуляцию задействуют такие занятия: проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок; рожицы перед зеркалом с показыванием зубов, языка, надуванием щек; игры- подражания (голосам птиц, животных, бытовых приборов или устройств); произнесение фраз громко, тихо, шепотом. Дыхание развивается, когда ребенок задувает свечу, дует на одуванчик, сдувает мыльную пену с рук, пускает мыльные пузыри, «баламутит» воду в стакане через соломинку. Можно предложить малышу игру в «снежки». Положите на столе несколько ватных комочков для каждого игрока (хорошо, если это будут все домашние). Пусть они сдувают эти «снежки» на пол. Конечно же, побеждает кроха!

 ПЕРВЫЙ СОЦИУМ. 

Ребенок стремится разделить с мамой все бытовые хлопоты – это примета возраста. Пусть поможет, например, разложить салфетки, ложки, хлеб на столе, расставить тарелки, почистить вареные овощи, выбросить фантики или бумажки в урну, полить цветок, рассортировать белье для стирки по цветам – неважно, что потом мама все переделает заново! Пусть малыш развивает бытовые навыки, чтобы чувствовать себя полноценным, взрослым членом общества. Подержите его устремления игрой в «сортировщика». Соберите в одну кучу чистую обувь и смешайте. Пусть ребенок разберет ее попарно, а затем расставит на места (либо разложит в несколько разных корзин по группам: тапочки, сапоги, туфли). Игр для детишек этого возраста можно найти или придумать множество. Главное, чтобы они соответствовали уровню развития и интересам малыша, не утомляли длительностью процесса и не вызывали скуки.

 

Развиваем музыкальную культуру детей

Консультация «Развиваем музыкальную культуру детей»

Дмитриева М.В

Всё чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру – о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего – создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример (собственное отношение к музыке), совместное прослушивание музыкальных сказок или детских пьес, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят с семьёй духовно, а эта близость, пожалуй, больше, чем только родственная. Хорошо, чтобы дома были музыкальные игрушки – тогда ребенок может самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника. Музыкальные игрушки: колокольчик, погремушки-грохотушки, игрушки с фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка, шарманка), музыкальный волчок, барабан, бубен, дудочка, металлофон, детская гармошка. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особо важно при самостоятельных проявлениях детей. Музыкальные впечатления – важное средство развития самостоятельности, дети получают их во время праздников, развлечений, просмотра ТВ, мультфильмов. С детьми необходимо слушать различную по жанрам музыкальные произведения, музыкальный фольклор, такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка, а так же влияет на его музыкальное развитие, формирование потребностей слушать музыку, петь, танцевать, играть на ДМИ.

Упражнения для укрепления мышц с использованием гимнастической палочки

Упражнения для укрепления мышц с использованием гимнастической палочки.

Киршина Я.А

при помощи упражнений с гимнастикой палкой вы сможете:

  • Укрепить мышцы
  • Нормализовать работу внутренних органов
  • Поработать над исправлением осанки
  • Расслабить мышцы спины для последующего лечения.

В спортивных магазинах представлены большой выбор моделей гимнастических палок отечественных и зарубежных производителей, выполненных из пластика, металла (алюминия), дерева длиной от 0,9 м до 1,5 м с интервалом 10 см и, как правило, со стандартным диаметром 2,5 см. Длина палки, необходимой лично вам, определяется следующим образом.

Что касается материала, то предпочтительнее деревянная гимнастическая палка, так как дерево сохраняет тепло человеческого тела и с ней заниматься комфортнее

  1. Стоя, ноги врозь, палка вверху в вытянутых руках. Хват широкий. Повороты палки влево и вправо в горизонтальной плоскости до полного перекрещивания рук.
  2. Стоя, левая рука вытянута вперед. Хват за середину палки. Вращение гимнастической палки влево и вправо – как пропеллер. Повторить упражнение, отведя руку не вперед, а в сторону. Поменять руку и выполнить то же самое для правой руки.

    Стоя в наклоне, опираясь о палку прямыми руками. Два – три пружинистых покачивания вверх – вниз.
  3. Стоя на одной ноге, поставить палку на носок второй ноги, находящейся на весу. Удерживайте равновесие палки несколько секунд, не касаясь ее рукой. Смените ногу.
  4. Стоя, палка вертикально перед собой, концом упирается в пол. Придерживая ее рукой, перемахивайте прямой ногой через палку. Попеременно левой и правой ногой.

  5. Упражнение, похожее на предыдущее с той лишь разницей, что палка стоит сбоку и, перемахивая ее ногой, нужно делать махи в стороны, а это труднее.

Стоя, гимнастическая палка в опущенной руке параллельно полу. Хват за конец. Описывая палкой круги попеременно в левую и правую сторону, перепрыгивайте через палку.

  1.  В стойке на лопатках, опора на палку. Наклоны туловища вперед. Старайтесь не отрывать палку от пола.
  2. Стоя, руки вверх, в них палка взятая широким хватом. Делаем выпады попеременно правой и левой ногой широко вперед. Одновременно с выпадом стараемся отвести палку назад и как можно сильнее прогнуться.
  3. Стоя на коленях. Держа палку двумя руками за конец, поднять ее вверх как меч. Необходимо «острием меча» очертить в воздухе круг. При этом руки должны оставаться неподвижными, а все движение выполняется за счет кругового движения туловищем. Выполнить вправо и влево.
  4. Стоя, взять палку средним хватом и поднять над головой. Сделать три пружинистых наклона вперед. Спину не сутулить, прогнуться в пояснице, гимнастическую палку отводить назад – вверх.
  5.  Стоя, палка взята широким хватом и находится за спиной в опущенных руках. Сделать три пружинистых наклона вперед. Спину не сутулить, прогнуться в пояснице, гимнастическую палку отводить вверх.
  6. Стоя, ноги шире плеч, носки врозь. Взять палку средним хватом и поднять над головой. Согнуть правую ногу, одновременно сделать наклон в направлении прямой левой ноги. В это же время опустить палку за голову и положить на лопатки. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, согнув левую ногу и наклонившись в направлении прямой правой.
  7. В стойке на лопатках, также как в упражнении №8. Палка за спиной. Только вместо наклонов выполнять встречные махи ногами – «ножницы». Старайтесь носками ног дотянуться до пола за головой.
  8. Лежа на спине, взять палку средним хватом и вытянуть перед собой. Сгибая попеременно ноги, пронести их под палкой вперед и назад. Повторить упражнение, пронося обе ноги под палкой одновременно.

 

«Вместе с мамой, вместе с папой».

«Вместе с мамой, вместе с папой».

Казакова А.С

Семейный досуг с ребенком раннего возраста — это, прежде всего, общение обоих родителей с малышом и дома, и вне его. И здесь важно качество общения, а не количество времени, проведенного с крохой, важна обращенность к малышу, совместная игра. О веселых играх с папой и мамой и поговорим.

Одна из главных особенностей малышей раннего возраста — потребность в активных и разнообразных движениях. Совсем недавно карапуз еще передвигался на четвереньках, а вот теперь с упоением ходит, натыкаясь на предметы и набивая шишки. Теряя равновесие, часто шлепается, пасует при виде лежащей на пути веточки, не догадываясь обойти ее или перешагнуть. Сложное чувство равновесия и координации появляется у детей в разные сроки приблизительно до полутора лет. Это зависит от силы мышц малыша и достаточной скоординированности его движений, от уверенности в себе и имеющихся у него стимулов. Сформировать уверенность в себе и создать стимулы, точно направленные на главную цель, — задача взрослых. Ребенок примет помощь со стороны с благодарностью, так как активно и самостоятельно двигаться без чьей-то помощи побуждает его непреодолимое стремление выйти за собственные пределы.

Если взрослым в семье действительно дорого здоровье малыша, то им следует взять за правило систематически проводить, помимо гимнастики по утрам, подвижные игры в течение дня.

С раннего детства у крохи уже сформируются стереотипы поведения. Поэтому для стимуляции его к подвижным играм важно, чтобы эти совместные игры-занятия входили в семейные традиции. Играя с мамой в течение дня, а вечером с папой, малыш не представляет полноценной жизни без активных движений — резерва работоспособности организма, гарантии от срывов и заболеваний.

Ребенок на втором году жизни начинает познавать свою «самость». У него появляется особое ощущение своей телесности. Ваша помощь в познании отдельных движений (и в качественном, и количественном их накоплении) импонирует малышу, вызывая радость и удовольствие. Удовольствие, по определению психологов, является важным фактором развития психической жизни и деятельности ребенка, мощнейшим стимулом дальнейшего развития его двигательных реакций.

В свою очередь, заинтересованность взрослых в совместной деятельности, их неподдельный интерес к подвижным играм вызывают у ребенка положительные эмоции. Одобрение его ловкости, храбрости, умений малыш воспринимает как высокую оценку себя, как очередное подтверждение любви к нему.

Навык свободных движений закрепляется не так уж скоро. Этому надо учить малыша, учить увлекательно, не торопя, чему способствуют подвижные игры.

В какие игры мы играем в этом возрасте?

Подвижные игры могут быть бессюжетные («Самолетик», «Слоник» и др.) и сюжетные («Паровозик-паровоз», «Заинька»). Их можно проводить без предметов, игрушек («По узенькой дорожке», «Прятки» и др.) или с игрушкой («Воробушки и автомобиль», «Догонялки»). Цели подвижных игр разнообразные: совершенствование ходьбы, лазания, ползания; локомоторные движения в пространстве; ориентировка в окружающем; развитие понимания речи и активизация речевой деятельности детей; развитие умения действовать по показу и слову, а также по сигналу и слову взрослого; развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, мышления, воображения.

Для детей данного возрастного периода эффективны следующие методы и приемы проведения подвижных игр:

  • сюрпризные моменты («Кто в коробке стучит?», «Где звонят часы?»);
  • внезапное исчезновение и появление игрушки;
  • прятки взрослого или игрушки на глазах у ребенка («Найди мишку», «Отыщи меня»);
  • частичное прятанье предмета («Кто в корзинке сидит с хвостиком наружу?»);
  • стимуляция двигательной активности, включающей не более 2–3 видов движений (бег и ползание, ходьба и подлезание, подъем на ступеньку и спуск вниз и т. д.);
  • контрастные действия (зайка прыгает — сидит, птички летают — клюют);
  • имитация движений (птички летают, медведь топает) и голосовых реакций (собачка лает, кошка мяукает и т. д.).

Связки малыша еще очень слабы, поэтому кисти рук и стопы ног необходимы оберегать. Нужно держать ребенка под мышки, придерживать в области локтевого сгиба. Ребенку второго года жизни противопоказаны прыжки с высоты. Детку учат входить на устойчиво лежащий предмет высотой 7–10 см и сходить с него, можно стимулировать свободное подпрыгивание на месте. Позвоночник малыша достаточно хрупок. Кратковременные нагрузки на него необходимо чередовать с упражнениями на расслабление (собачка побегала — полежала). Умение расслабляться пригодятся ему в дальнейшей жизни при усталости, переутомлении.

Ребенка быстро утомляет и монотонная ходьба в одном направлении, особенно когда взрослый постоянно держит его за руку, сковывая свободу движений. В процессе ходьбы обращайте внимание на координацию движений малыша. Следует менять ритм, направление движения, учить быть внимательным, останавливаться по сигналу.

 

 

 

 

 

Игры для детей раннего возраста в семье

Консультация для родителей: «Игры для детей раннего возраста  в семье».

Ращупкина М.А

Раннее детство – период  интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.

Маленький ребенок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать ее.

«Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних», – подчеркивает В. Алямовский. Поэтому нам особенно важно наблюдать за развитием и поведением ребенка. Родителям необходимо знать, что ребенок в каждый период своего развития приобретает определенные «психологические ценности», которые будут с ним всю его жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, не следует форсировать его «взросление», так как в данном случае малыш не получит должного развития.

 Развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. При этом особое значение имеет тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе для ребенка является ведущим, так как именно этот вид деятельности определяет новую ступень в его психическом развитии. Именно на него надо опираться, стимулируя развитие ребенка. От, нас взрослых, зависит, в каком направлении пойдет развитие ребенка. С самого рождения игра в жизни ребёнка приобретает большое значение. В ней малыш осваивает формы и величину предметов, их расположение в пространстве, учится различать цвета и звуки, познает первые слова и, вступая в контакт с окружающим миром, реагирует. Наблюдает и запоминает информацию, пополняя свой кругозор.

Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода окажут поддержку ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Улыбка на детском лице, весёлый смех в семье, доброжелательность в общении взрослого с ребёнком – всего этого вы добьётесь, если будете играть с ребёнком. Предлагаем вам ряд игр и игровых упражнений, с помощью которых можно организовать детей, переключить их внимание, снять эмоциональное напряжение:

Игра «Угадай, что за овощ или фрукт»

На блюдце выкладывают кусочки разных фруктов или овощей, отличающих по вкусу. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в рот кусочек. Ребёнку надо отгадать, что это за овощ или фрукт. Начать игру с двух кусочков, затем увеличить количество.

Игра «Меткий глаз»

Нарисуйте мелом на стене 2-3 круга или квадрата. Малыш постарается попасть мячиком в каждый из них. В эту игру лучше играть всем вместе; каждый по очереди попытается попасть в мишень.

Игра с песком «Печём пирожки»

На прогулке, играя в песочнице, предложить ребёнку «испечь пироги» с разной начинкой, используя для этого природный материал, разные по форме и величине.

Наблюдая за ребенком в игре, выявите его интересы и наклонности. Одни дети охотно строят, другие любят играть в куклы, третьи увлечены играми с мячом.Игровые интересы нужно не только поддерживать, но и расширять.

      Сами по себе игрушки не создают игровой ситуации. Она определяется настроением, интересами ребенка. Родители должны чутко относиться к игровым запросам ребенка. Почти у каждого ребенка есть строитель и мозаика, кубики. Но не всегда эти игрушки используются по назначению. Потому что дети просто не знают, как в них играть.  Предложите ребенку сделать несложную постройку, и пусть это будет комната для матрешки, покажите, как ее нужно построить, а уж потом ребенок сам построит точно такие же комнаты для каждой из ее сестер. Матрешки ждут, когда дом будет готов. Таким образом, ребенок поставлен перед необходимостью какое-то время играть одному.

     Полезно поощрять ребенка за самостоятельность в игре. Малыш сам сложил кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора - сохраните это до тех пор, пока соберутся все домашние. Внимание и похвала вызовут желание и в дальнейшем действовать в игре самостоятельно.

      Занимаясь своими делами, родители должны время от времени посматривать, чем занят, во что играет их ребенок.

      Внимательные взрослые всегда найдут интересное дело для ребенка. К примеру, мама стирает и предлагает дочери постирать платья для кукол. Девочка устраивается со своим детским корытцем тут же, возле мамы. Вечером, когда старшие братья и сестры садятся за уроки, малыш рядом с ними рисует, вырезает что-нибудь из бумаги или лепит. Так постепенно ребенок приучается уважать дела старших, сообразуя свой досуг с устоями, существующими в семье.

      Многие родители задают вопрос: «Почему в детском саду ребенок выполняет все требования воспитателя, в то время как дома порой трудно бывает заставить его закончить начатую постройку, убрать за собой игрушки и т. п.?»

     На это можно ответить так: в детском саду жизнь детей идет в соответствии с определенным режимом, ребенок привыкает выполнять то, что систематически делают все дети - весь коллектив. А дома родители не всегда его соблюдают. Сегодня, например, после ужина ребенок играл, а завтра в то же время он пойдет гулять. Отсюда и его несобранность. Ребенок чувствует, что дома особого порицания ему не будет. В детском саду своей бездеятельностью он мешает коллективу.

       Четкое соблюдение режима обеспечивает созданное устойчивых навыков и привычек поведения. И родители не должны отступать от установленного распорядка.

      Малыш, придя из детского сада домой, не должен ощущать разницы в требованиях детского сада и взрослых в семье. Цель семьи и детского сада едина - воспитать здорового и гармонично развитого ребенка.

Желаем вам увлекательных игр и крепкого здоровья!

 

 

 

Дома играем мелкую моторику развиваем у детей 1-2 лет.

Дома играем мелкую моторику развиваем у детей 1-2 лет.

 Попова Е.А

  1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

  1. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

  1. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

  1. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

  1. Выбирать из крупы мелкие предметы
  2. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoomMy-shop), коврик с липучкамикукла с застежками.

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (ОзонЛабиринтMy-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

 

Играем с ребенком дома от 1 года до 2 лет.

Играем с ребенком дома от 1 года до 2 лет.

Антонюк Т.В

В течение дня, чем только мама не занимается с ребенком – и гуляют, и отдыхают, и кушают, и разговаривают. Но все же основным видом деятельности для детей второго года жизни является игра.  Играя, малыш всесторонне развивается, познает мир, себя в этом мире. Поэтому главная задача мамы – помочь ребенку в этом, заполнить каждый предмет  его познания игрой.

Попробуйте поиграть с ребенком дома в следующие игры!

Веселые коробочки. Не спешите выбрасывать свои старые коробочки. Они могут стать отличным материалом для игры малыша. Он может вкладывать в них различные предметы, игрушки. Погремите закрытыми коробочками, послушайте как они звучат. Обратите внимание ребенка на то, что большие предметы не помещаются в маленькой коробке. Пусть ребенок ставит одну коробку на другую. Со временем он поймет, что самую большую коробку нужно класть вниз. В каждой крышке сделайте различные геометрические отверстия. Дайте ребенку фигуры и посмотрите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отверстия в крышке коробки.

Сыпем-сыпем. Расстелите на пол одеяло, посадите на него ребенка. Дайте ему различные емкости и то, что он будет пересыпать (различную крупу, камешки, пуговицы – предметы должны быть не слишком мелкие). Покажите ему, как нужно насыпать, высыпать, смешивать крупы. Позвольте ему насладиться этим процессом. Без разбрасывания тоже не обойтись, зато какая польза для пальчиков. Внимательно следите за малышом, не давайте брать предметы в рот.

Иго-го, лошадка. Маленькие дети обожают кататься на спинах своих пап. Поиграйте в лошадку, катаясь по квартире. Не забудьте попросить наездника крепко держаться.

Домик под столом. Маленькие дети любят прятаться в потаенные места. Устройте для него такое под столом, накрыв его большим одеялом так, чтобы ткань свисала со всех сторон. При этом оставьте немного места – это будет дверь. Забирайтесь в этот «домик» с ребенком, рассказывайте ему интересные истории, берите с собой любимые игрушки, светите  изнутри фонариком.

Играем с мячиком.

  • Сядьте друг напротив друга на небольшом расстоянии. Катите малышу мячик, а он вам. Можно бросать мячик, заставлять прыгать по полу.
  • Предложите малышу катить мячик в туннель. Это может быть стул, стол или пусть прокатит между ваших ног. Главная задача – не промахнуться.
  • Поставьте в ряд кегли или пластиковые бутылки. Предложите ребенку сбить их мячиком. Постепенно увеличивайте расстояние между кеглями и малышом. Кегли можно также сбивать ногой, как в футболе.

Качели. Сядьте лицом к лицу ребенка. Упритесь своими ногами в ножки малыша. Сначала откиньтесь назад, при этом корпус малыша тянется за вами, затем наоборот. Двигайтесь как на качелях. Произносите при этом веселые стишки или пойте детские песенки.

Я - водяной, я - водяной. Детям очень нравится играть с водой, наполнять и опустошать баночки, переливать воду из одной емкости в другую, выжимать мочалку, сжимая ее руками, пускать кораблики из мочалок или кухонных губок. Поэтому обеспечьте ребенка всем необходимым для этих игр. Еще одна игра с водой – буря коктейльной трубочкой. Возьмите глубокую тарелку с водой, трубочку для коктейля и научите ребенка дуть в нее. Получаются веселые пузырьки, которые, наверняка обрадуют вашего ребенка.

Ленточки, платочки. Возьмите несколько разноцветных, не слишком длинных ленточек. Играйте с ленточками, держа их в руке, чтобы они извивались, как змейки. Помогите ребенку играть таким же образом. Еще можно просто подбрасывать легкие шелковые платочки вверх и следить за тем как они плавно кружатся и падают.

Сюрприз. Возьмите коробку, заполните ее любым материалом (кусочками разноцветной ткани, бумажками, конфетти). А в серединку спрячьте любую игрушку. Расскажите ребенку историю, которая побудит его начать поиски в коробке. Радуйтесь вместе с ним его находке.

Говорящие пальчики. Нарисуйте на подушечках пальцев своей руки смешные рожицы. Пусть ваши «человечки» разговаривают с ребенком, рассказывают интересные истории, сказки. Обращайтесь к малышу с вопросами, спрашивайте его совета, попросите спеть песенку, станцевать и т.д. Еще веселые человечки помогут играть вам в пальчиковые игры.

Ду-ду-ду. Возьмите  плотную картонную трубку из-под фольги. Разговаривайте в нее, как в рупор. Обращайтесь к малышу, игрушкам. Еще можно поиграть как на дудочке. Приложите к глазу – получится отличная подзорная труба. Поиграйте в игру «Что я вижу?» Говорите ребенку: «Я вижу стол, стул, красный мяч». Смотрите на предмет в бинокль, пусть ребенок повторяет за вами движения.

Дотронься до… Предложите ребенку дотрагиваться до различных частей своего тела. Дотроньтесь до своего носа и скажите ребенку: «Я трогаю свой нос. А ты можешь дотронуться до своего носа?» Называйте различные части тела, побуждая малыша повторять за вами. Можете даже напевать веселую песенку.

Прячем игрушку. Спрячьте игрушку и попросите ребенка найти ее. Для самых маленьких игрушку нужно положить так, чтобы малыш видел ее. Постепенно усложняйте задачу. Еще один из вариантов игры – прячем игрушку, привязав к ней веревочку. Саму игрушку спрячьте, а веревочку оставьте видимой. Малыш должен понять, что, потянув за нее, появляется сама игрушка.

Где, чей домик. Возьмите формочки от печенья или от массы для лепки. На чистом листе бумаги обведите контуры этих формочек (круг, треугольник, рыбка, зайчик). Положите перед ребенком формочки и предложите совместить их с рисункам. Начинайте с 1-2 формочек, а если вы видите, что ребенок понял суть игры – усложните задание.

Мешочек. Положите в непрозрачный мешочек 3-4 различные игрушки, предварительно дав ребенку посмотреть на них (мишка, расческа, ключи). Предложите крохе опустить в мешочек руку и на ощупь угадать найденный предмет. Можно попросить его достать определенный предмет.

Домики. Сделайте с ребенком домики из различных предметов одного цвета. В один домик собирайте все предметы красного цвета (машинка, игрушка, ручка), в другой домик – синего и т.д. Возьмите грузовую машинку и пусть она развозит предметы по своим домам. Комментируйте все свои действия. Подобные действия можно совершать, сортируя предметы по форме, величине.

Каждому свой цвет. Посадите кукол или других игрушек. Дайте им разноцветные тарелочки. Возьмите мозаику – это будут конфеты для кукол. Скажите ребенку, что нужно положить конфетку такого же цвета как тарелочка. Вначале озвучивайте действия: «Берем желтую конфетку. Где же наша желтая тарелка? Вот она. Кладем желтую конфету в желтую тарелку». Вариантов этой игры может быть много – посадить на кубик животное соответствующего цвета, к фломастеру подобрать такой же колпачок.

 



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта