Ноябрь

Расставание с мамой без слёз

Консультация для родителей:

«Расставание с мамой без слёз»

Ешакина А.С

Утренние слезы в детском саду, к сожалению, обычное явление во многих дошкольных учреждениях, при этом плакать при расставании с мамой могут не только новички, недавно начавшие посещать садик, но и детки «со стажем».

Как прощаться без слез?

Во-первых, постарайтесь успокоиться сами. Скажите себе: "Я доверяю людям, с которым остался мой ребенок, они о нем позаботятся, ему с ними хорошо. Я сознательно выбрала этот садик — он подходит моему малышу, там заботливые воспитатели. Мой ребенок растет, становится более самостоятельным, я помогаю ему это сделать. Скоро мы увидимся".

Во-вторых, придумайте ритуал прощания. Что такое “ритуалы прощания”?  Таким термином называют традиционные действия, которые вы делаете перед тем, как сказать “пока-пока” ребёнку. Действия повторяются и создают некий уникальный обычай, который помогает малышу быстрее привыкнуть и понять, что мама его не бросает, а все также любит. Некая игра, которая способна отвлечь малыша.

Примеры ритуалов при прощании:

  1. Лайт-версия. Повторять одинаковый набор действий, которые обязательно нужно сделать перед уходом: рассказать куда и насколько вы уходите, когда вернётесь, предложить помочь собрать все необходимое, поцеловать друг друга.
  2. Поцелуй в карманчике. Один из самых милых и популярных ритуалов. Задача мамы — “сложить” в карманчик или “спрятать” в ладошку волшебный поцелуй или носовой платочек с инициалами ребенка, смоченный несколькими каплями духов мамы, который малыш сможет достать, когда будет сильно скучать.
  3. Поцелуй носами. Милый метод сказать “пока” по-особенному. Маленькая забава-игра, которая способна немного повеселить и отвлечь карапуза.
  4. Секретный жест. Например, почесывание уха значит “я тебя люблю”, а подмигивание “я буду скучать”. Можно ещё попрощаться на “секретном языке” (набор непонятных никому звуков). Это очень умильно и смешно, особенно для детей.
  5. Прощальная песенка. Существуют разные короткие песенки-прощания. Если вы добавите в песню имя малыша и будете напевать в преддверии разлуки, это поможет малышу заранее подготовиться и сделает само расставание более мягким. И такой прием будет работать скорее на подсознательном уровне, а значит, эффективнее любых слов.
  6. Что ты видишь? Маленькая игра, с помощью которой можно облегчить дорогу до детского сада. Это не само прощание, но многие малыши начинают переживать разлуку ещё до прихода в сад. Чтобы их успокоить, хорошо подойдет песня или такая игра. Суть в том, что вы с малышом поочерёдно называете объекты, которые встречаются вам на пути.

В-третьих, не теряйте спокойствия и терпения. Ваше состояние передается ребенку. Ведите себя с ним уверенно и ровно, обязательно заверяйте, что вы придете, как только он погуляет, поест, поспит и поиграет немного. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно, чтобы он не боялся, что как только отвернется, и все… мамы нет.

В-четвертых, забирая его из детского сада, будьте веселы и жизнерадостны, даже если день у вас выдался не очень легким. Хорошо будет, если вы погуляете немного, дадите ему размяться, а не будете спешить домой. Естественно, вечерние дела нужно правильно распланировать.

В-пятых, дома поиграйте с ребенком в детский сад. Используйте для игры кукол или мягкие игрушки, а вы с ребенком по очереди будете родителями, которые сначала приводят своих деток в садик, прощаются с ними, уходят на работу, а потом приходят забирать их.

В-шестых, никогда не высказывайте в присутствии ребенка отрицательные суждения в адрес воспитателей, да и самого детского сада. Любые настораживающие вас моменты обязательно обсуждайте с воспитателями.

 

Разлука с ребёнком

Разлука с ребёнком

Ращупкина М.А

 Расставание с матерью – один из самых критических моментов и для ребенка. Психологи считают, что в сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама уходит, но она обязательно вернется.

Поэтому, если вы планируете выйти на работу, потихоньку практикуйте кратковременные расставания с малышом, естественно, оставляя его с человеком, которому вы стопроцентно доверяете. В противном случае, если вы были неразлучны с малышом, а в один прекрасный день оставляете его с кем-то еще или отводите в садик, он, вероятнее всего, получит серьезную психологическую травму. В такой ситуации ребенку кажется, что мама его бросила.

В зарубежной психологии очень популярна "теория привязанности" ребенка к взрослому. Привязанность, как правило, формируется на первом году жизни (обычно – во втором полугодии). В этом контексте наиболее важно, как расстается ребенок с мамой и как он ее встречает после разлуки. Показателен здесь не столько момент расставания, сколько момент встречи.

То, что дети при расставании плачут, вполне закономерно. Другое дело, если после маминого ухода ребенок продолжает еще очень долго плакать, устраивает истерики или не реагирует ни на что, смотрит в одну точку. А когда мама возвращается, своеобразно "мстит" ей – дерется, не дает прохода, виснет на ней, рыдает и так далее. В этом случае стоит посоветоваться с профессиональным психологом.

Очень важно заранее предугадать, отрефлексировать те возможные варианты ситуаций, которые произойдут с вами и вашим ребенком. Настраивая себя на одну с малышом волну, любая мама в состоянии сформировать безопасный тип привязанности.

Или, пользуясь терминами известного американского психолога Эрика Эриксона, заложить в малыше базовое доверие к миру. Получив на первом году жизни подобный положительный опыт коммуникации, такие дети в будущем будут доверчивы, доброжелательны, уравновешены, уверены в себе и в окружающих.

Уже работая, чаще разговаривайте с малышом, рассказывайте о работе, чем вы занимаетесь и как это для вас важно, даже если вы не уверены до конца, что маленький человек понимает все вами сказанного. Если вы на своей работе что-то делаете своими руками, непременно покажите ему.

Оставляя ребенка с бабушкой, договоритесь с ней о том, чтобы она не акцентировала отрицательные моменты вашего расставания (многие пожилые люди любят "попричитать" о том, как несознательные родители бросают свое крошечное дитя).

Если к малышу приходит няня, подробно расскажите ей о всех привязанностях ребенка: какую игрушку, какую песню или сказку он больше всего любит, что быстрее всего может утешить его в случае сильного расстройства. Если ваш выбор остановился все-таки на садике (хочется надеяться, что к этому моменту ребенку уже исполнилось три года), психологи настоятельно рекомендуют мамам в течение двух недель проводить полдня или хотя бы несколько часов вместе с ребенком в его группе.

Это самая мощная психологическая поддержка, которую вы только можете обеспечить малышу в этой ситуации. Кроме того, что он не будет чувствовать себя брошенным и период адаптации пройдет рядом с мамой, вы еще и увидите все тонкости садовской жизни, которые наверняка ускользнули бы от вас при обычном поверхностном знакомстве с воспитательницей.

Не забывайте, что малыш чутко улавливает все нюансы вашего эмоционального состояния. Если вы волнуетесь, звените как натянутая струна, предвидя сложности расставания, он моментально переключится на вашу волну. Возьмите себя в руки, постарайтесь быть спокойной, доброжелательной, ни в коем случае не убегайте стремглав, пока воспитательница или няня показывают вашему ребенку мифическую птичку.

Попрощайтесь как можно более нежно и подчеркните, что очень скоро вы снова встретитесь. В таких ситуациях очень помогают игры с пальчиками ("пройдет столько часов, сколько у тебя пальчиков на руке, и мама вернется"), с игрушками ("мама идет на работу, и мишка идет на работу – в садик, но чтобы ему не было грустно, Максимка будет с ним рядом") и так далее.

Но вернемся к встрече после разлуки. Вот он, тот самый показательный, с точки зрения психологов, момент, и проанализировать его вы вполне в состоянии и сами. Нормально, когда ребенок, увидев маму, с радостными криками несется к ней и виснет у нее на шее.

Нормально, если начинает рассказывать (если уже умеет говорить), что случилось у него за день, теребить ее. Если у вас позитивные взаимоотношения с малышом сформировались с самого начала, если вы обеспечили ему уверенность и в себе и в вас, то встречи будут именно такими – радостными, бурными, искренними. Встреча с мамой перекрывает все отрицательные эмоции, которые, возможно, были до этого.

А теперь, милые родители, внимание! Конечно, после рабочего дня вы возвращаетесь уставшие, возможно, голодные, не в настроении. Задержитесь на несколько минут перед дверью дома (или садика). Во-первых, ребенок в ваших проблемах совершенно не виноват. Во-вторых, счастливые дети, как правило, случаются у счастливых родителей. Вдохните поглубже, глаза распахнуты, улыбка – самая ослепительная. Готовы? Можно открывать дверь!

В сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама, папа уходят, но они обязательно вернутся.

Настоящая трудность заключается не в том, что мать работает, а в том, чтобы не утратить при этом взаимопонимания с ребенком. Выход - разумно сочетать работу с уходом за ребенком.

В зачет идет достигнутое взаимопонимание, а не количество времени, проведенное с ребенком. А для него быть рядом с матерью - такая же естественная потребность, как, например, в пище. И, как потребность в пище не проходит со временем, так не проходит и это желание. И кто, кроме матери, может удовлетворить такую потребность ребенка? "Отзывчивость" -весьма популярное слово у специалистов по развитию детей. Другое такое слово - "взаимодействие". Эти понятия дают третье - "гармония".

 

Как определить талан ребенка?

Консультация «Как определить талан ребенка?»

Дмитриева М.В

   В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей.

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

1.Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
2.Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
3.Если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
4.Сочиняет свои собственные мелодии;
5.Научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Артистический талант проявляется у вашего ребенка тем, что он:

1.Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
2.Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
3.Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
4.С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;
5.С легкостью передразнивает привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему новому;
6.Любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

 

Адаптация детей к детскому саду

«Адаптация детей к детскому саду»

Антонова Е.В

Приход в детский сад является новым этапом в жизни любого ребенка. Детский сад, по сути, является первым серьезным коллективом, в который попадает Ваш малыш. Всем известно, что когда ребенок поступает в детский сад, у него начинается адаптация – привыкание к детскому саду. У кого-то этот период протекает легко и незаметно, а кто-то  привыкает тяжело, много плачет, часто болеет, сильно переживает расставание с мамой. Вы можете несколько облегчить этот процесс, помочь малышу быстрее привыкнуть к тому, что теперь он будет ходить в садик и оставаться там с другими детками и воспитателями, а мама придет за ним вечером. Чем меньше Вы будете переживать, чем спокойнее Вы будете оставлять ребенка в группе, тем легче будет Вашему малышу в детском саду.  

Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно.     Узнайте распорядок дня в группе: когда у детей завтрак, обед, полдник, какую именно пищу, они едят, в какое время у них занятия, когда прогулки, а когда дневной сон. Старайтесь дома следовать такому же режиму, еще до начала посещения детского сада.

Научите ребенка кушать самостоятельно, мыть руки, пользоваться полотенцем.

Обязательно приучите малыша к горшку. Не забывайте о том, насколько важен полноценный отдых для ребенка, который начинает ходить в сад. Следите за тем, чтобы Ваш малыш как можно меньше проводил времени возле телевизора, как можно больше времени — на улице, старайтесь укладывать его спать в дневное время в те же часы, что и в саду.

Первые несколько дней ребёнок находится в группе детского садика недолго,  один — два часа, или меньше, если малыш сильно переживает.

По мере того, как Ваш ребенок привыкает, постепенно увеличивается время пребывания в детском саду. О том, сколько времени потребуется Вашему ребенку, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни может решить только сам ребенок.

Есть дети, которые привыкают к садику легко и быстро и с удовольствием бегут в группу. А некоторые дети привыкают долго, тяжело, много плачут, устают в садике. Не нужно торопить ребенка. Обязательно хвалите его, говорите, что он молодец, что мама очень им гордится. Ведь детский садик должен стать домом радости для ребенка.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

Если у Вас есть возможность, не спешите выходить на работу, одновременно с началом посещения ребенком детского сада. Так Вы поможете ему быстрее адаптироваться. Не будете переживать из-за того, что все еще есть необходимость водить его в сад на несколько часов, а не на весь день, а Вы в это время заняты на работе. А если он заболеет, Вы сможете полноценно за ним ухаживать, не думая о том, что в это время происходит у Вас на работе.

Большинство детей, которые ходят в детский сад первый год начинают часто болеть, несмотря на то, что раньше они были здоровы. Это происходит потому, что в детском коллективе иммунная система ребенка вступает в контакт с чужой микробной флорой, которая отличается от микрофлоры его родителей и ближайших родственников. Поэтому нельзя забывать об укреплении иммунной системы малыша. Прежде всего, ребенка следует закалять.  Не одевайте ребенка слишком тепло, пусть он бегает голышом, принимая воздушные ванны.

Не отчаивайтесь, если сразу не все получается так гладко, как хотелось бы. Главное не торопиться. Очень скоро Ваш малыш привыкнет к садику, и будет ходить в него с удовольствием.

Чем могут помочь родители своему ребенку при адаптации к детскому саду?

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось.

Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно  сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам.

Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

  • Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно  придете за ним.
  • Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку

 

Разучивания потешек с детьми раннего возраста это залог успешной адаптации к ДОО

Разучивания потешек с детьми раннего возраста

это залог успешной адаптации к ДОО

Попова Е.А

"Ладушки-ладушки"

Цель занятия — развивать у ребёнка навыки подражания игровым действиям, развивать ощущение ритма, доставляющее им эстетическое удовольствие. Читаемая ласковым голосом, с улыбкой, потешка способствует пробуждению у ребёнка чувства доброжелательности. играя его руками:

Ладушки, ладушки! (Хлопает в ладоши.)

Где были? (Пожимая плечами, разводит руки.)

У бабушки!

Что ели? (Пожимая плечами, разводит руки.)

Кашку.

Что пили? (Пожимая плечами, разводит руки.)

Простоквашку.

Попили, поели.

Шу, полетели! (Поднимает руки над головой.)

На головку сели! (Кладет руки на голову.)

Сели посидели,

Прочь улетели! (Поднимает руки, взмахивает ими — "летит".)

При повторении потешка прочитывается не только жестами, но и словами поощряет ребёнка вслед за ним делать игровые движения: "Хлопайте в ладоши!", "Поднимайте руки!", "Летите".

"Пальчик-мальчик"

Цель занятия—учить ребёнка различать интонацию вопроса и ответа и производить несложные игровые движения.

Ребёнок воспринимает "пальчика-мальчика" как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братцах. Мама держит руку ребенка, сжатую в кулачок, и приговаривает слова потешкиперебирая пальчики:

Пальчик-мальчик, (Берется за большой палец.)

Где ты был?

С этим братцем (Раскрывает указательный палец.)

В лес ходил.

С этим братцем (Раскрывает средний.)

Щи варил.

С этим братцем (Раскрывает безымянный.)

Кашу ел.

С этим братцем (Раскрывает мизинец.)

Песни пел.

"Петушок, петушок"

Цель занятия — учить малыша подражать игровым действиям, чувствовать ритмический рисунок потешки, воспроизводить слова и звуки. Словесный образ петушка и ритм песенки о нем должны быть восприняты малышом как что-то очень красивое, приятное. Ребёнок сидит на стульчике. Перед ними красочный рисунок или игрушка петушок. Мама веселым голосом с интонацией доброжелательности читает потешку, сопровождая чтение несложными жестами. Ребёнок повторяет вслед за ним игровые движения.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок, (Поднимают руки к темени — к "гребешку".) Масляная головушка, (Обеими руками гладят голову.)

Шелкова бородушка. (Гладят "бороды".)

Что ты рано встаешь (Протягивают руку ладошкой вверх к петушку.)

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь!

При новом чтении воспитатель предлагает не только повторять за ним игровые движения, но и слова потешки.

"Баю-бай"

Цель занятия — учить детей восприятию ритмической речи, научить их правильно произносить слова баю-бай, собачка, лай.

Потешка явно имеет назидательный оттенок, она учит заботиться о других. В процессе или после занятия маме нужно акцентировать на этом внимание малышей. Чтение сопровождается манипуляциями с игрушечными собачкой и куклой. — Давай уложим спать куклу Лену, — предлагает мама. Оставив собачку на столе, она берет куклу на руки, укладывает спать, ритмично укачивая ее, медленно проговаривает:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Бело Лапка, не скули,

Мою Таню не буди.

Мама повторяет потешку несколько раз. Затем передает куклу ребёнку и продолжает повторять текст, а ребёнок, покачивает ее и выговаривает слова: бай, собачка, не лай.

А. Б а р т о, "Смотрит солнышко в окошко".

Цель занятия — воспитывать у малыша способность заинтересованно слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать.

Иллюстрацией к стихотворению может быть яркое солнышко, которое светит в окна, а также картинки, изображающие солнце над землей. Мама ребёнку указывает на яркое солнце и читает текст.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки, (Хлопают в ладошки в такт стихам.)

Очень рады солнышку!

Мама учит ребёнка регулировать действия: сначала только слушать, затем весело и ритмично хлопать в ладошки.

"Чики-чики-чикалочки"

Цель занятия — развивать у ребёнка способность улавливать ритм потешки, воспроизводить звуковые комплексы.

Мама читает четко, задорно и весело:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня — в тележке,

Щелкает орешки.

При последующем чтении в потешку вставляются имена сидящего ребёнка. Ребёнок старается произнести "чики-чики-чикалочки".

Т. Волгина, "Паровоз".

Цель занятия — приучать внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания.

Ребёнок садится вокруг стола, на который мама ставит игрушечный поезд. — Это паровоз, это вагончики,— поясняет мама, двигает состав по столу и произносит: — У-у-у, чах-чах, чу-чу! Ребёнок трогает игрушки. Потом мама читает:

Загудел паровоз

И вагончики повез:

"Чах-чах, чу-чу-чу,

Далеко я укачу!"

Чтение повторяется 2—3 раза, малыш произносит вслед за мамой и вместе с ним звукоподражательные звуковые комплексы.

"Сорока-белобока".

Цель занятия — упражнять детей в восприятии интонационного рисунка потешки, производить несложные игровые движения.

Потешка порицает безделье, внушает симпатии к трудолюбивым. На это нужно обратить внимание малышей. Первый раз мама читает потешку ребенкупри этом он играет её рукой: загибает пальчики в кулачок, оставляя один, который за то, что он "не работал", "наказывает", легонько двигая его взад-вперед.

Сорока-белобока (Делает круговые движения

Кашу варила, пальцем по ладони ребенка.)

Деток кормила.

Этому дала. (Поочередно "кормит" пальчи-

Этому дала. ки, загибая их.)

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала: (Держит этот пальчик, "треп-

— Ты воды не носил, лет" его.)

Дров не рубил, (Укоризненно качает головой.)

Каши не варил

— Тебе нет ничего.

При повторном чтении потешки ребёнку, он сам стремится воспроизводить игровые движения.

"Киска, киска"

Цель занятия — учить малыша воспринимать ритм потешки (и интонацию строгости, учить произносить слова, делать игровые движения.

На столе игрушечная кошка и кукла. Мама читает строгим голосом:

Киска, киска, Киска, брысь!

На дорожку

Не садись;

Наша деточка (Выдвигает куклу.)

Пойдет,

Через киску

Упадет. (Показывает, как кукла падает.)

При новом чтении мама предлагает повторять за ним слова потешки, и малыш произносит "киска", "не садись". Затем вместо слова деточка мама называет имя какой-нибудь девочки. Совершая игровые движения, стараются отчетливо произносить слова.

А. Б а р т о, "Уронили мишку на пол"

Цель занятия — приучить ребёнка внимательно слушать чтение, вникать в его содержание, повторять отдельные слова. Воспитывается бережное отношение к игрушкам, вещам. Стихотворение дает образец доброго отношения к слабым (ведь мишка для детей как живой).

Мама держит в руках плюшевого мишку, его гладит и говорит сидящему ребёнку: "Сейчас я расскажу тебе, что случилось однажды с другим мишкой". Читает текст:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу. (С жалостью.)

Все равно его не брошу, (Убежденно, ласково.)

Потому что он хороший.

Последние две строки сопровождаются действием: мама нежно прижимает мишку к себе, затем передает его ребёнку. Они рассматривают мишку и нежно качают: "Он хороший!"

"Курочка-Рябушка, куда ты пошла?"

Цель занятия — на более сложном материале совершенствовать навыки ребёнка различать и воспроизводить интонации вопросов и ответов. Из содержания потешкиребёнок уясняет: заботливая курочка, хорошая.

Малыш сидит перед мамой. Она показывает картинку "Курочка ряба", читает потешку :

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

А. Б а р т о, "Кто как кричит"

Цель занятия — развивать у ребёнка активное восприятие стихотворения, способствовать пробуждению интереса к жизни животных, доброго к ним отношения.

Нужно заранее подготовить игрушки (петух, курица, цыпленок, кошка, утка, корова). По мере чтения мама достает их. Стихотворение прочитывается 2—3 раза.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Мурр-мурр. Пугаю кур

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах

Кра, кра, кра!. Завтра дождь с утра.

Пить, пить, пить! Воды попить.

Му-у, му-у! Молока кому?

При повторном чтении игрушки отдаются ребёнку, и каждый и он должен показать, как кричит его животное. На следующем занятии стихотворение читается без привлечения игрушек. Звукоподражания произносятся громко и внятно. Мама  задает вопрос: "Как кричит петушок (курица, цыпленок, утка, корова?"

А. Б а р т о, "Птичка"

Цель занятия — развивать у ребёнка умение сосредоточенно, внимательно слушать и понимать содержание стихотворения, совершенствовать чувство ритма. Вызвать интерес к птичке, доброжелательное отношение к ней. Мама показывает детям игрушку или рисунок птички, затем читает:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела.

Ай!

М. Клокова, "Мой конь"

Цель занятия — научить малыша организованно выполнять игровые действия, соответствующие тексту. Эти стихи также пробуждают доброе отношение к животным, любование ими.

Ребёнок сидит на стульчике, повернув стульчик спинкой вперед, т. е. будто верхом на конях. На полу стоит большой игрушечный конь. Мама описывает этого коня, сопровождая свой рассказ ласкающими движениями:

- Гоп, гоп! Конь живой.

И с хвостом, и с гривой.

Он качает головой –

Вот какой красивый!

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поехал к маме.

При повторном чтении при словах гоп-гоп дети подпрыгивают на своих стульчиках — скачут на конях.

При дальнейших чтениях потешки элементы игры постепенно исчезают. Ребёнок учится внимательно слушать потешку и проговаривать слова.

Успешная адаптация ребенка в детском саду

Консультация для родителей «Успешная адаптация ребенка в детском саду»

Федорова В.В

Едакина А.В.

Проблема адаптации

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди - многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

Обязательно выясните причину слёз малыша, чтобы избежать психологической травмы

Виды адаптации

Процесс адаптации неизбежен в условиях, когда появляется расхождение наших возможностей и требований среды.

Классифицируют три основных способа адаптации:

  • творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
  • конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
  • стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.

Самым эффективным считается творческий стиль, самым неэффективным – стиль избегания.

Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации:

  • Легкая адаптация — поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
  • Адаптация средней тяжести — процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет, но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
  • Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам. Возможно, смена детского сада станет решением проблемы.

Следите за состоянием и настроением малыша в первый период походов в сад

Советы психолога

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога. Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, три часа для начала будет достаточно. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться лучше шутя, со смехом. Только не вздумайте расплакаться в порыве чувств перед уходом. Позвольте малышу принести с собой любимую игрушку, таким образом он будет не один.

Также может помочь небольшая уловка: пусть ваше чадо в детский садик отводит бабушка, тётя или другой родственник. В таком случае миг прощания будет переживаться легче.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.

Посещение детского сада необходимо начинать постепенно, чтобы ребенок не чувствовал себя брошенным

Частые ошибки родителей

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», — так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка - уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.

Не следует наказывать малыша за слёзы, лучше вселите в него положительный настрой и хорошее настроение

Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка - малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

  • Не разговаривать при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
  • Только полностью здорового ребёнка нужно отправлять в сад.
  • Не начинать ходить в садик в пик трёхлетнего кризиса.
  • Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
  • Увеличить значимость закаливания.
  • Заблаговременно познакомить ребёнка с детишками и воспитателем садика, в который он пойдёт.
  • Дать крохе положительную установку о детском садике.
  • "Раскрыть секрет" ребёнку о специальных навыках коммуникации.
  • Уже дома нужно научить малыша обслуживать себя.
  • Не пугать ребёнка детским садиком (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик).
  • Объяснить ребенку, что временная разлука неизбежна только потому, что он стал взрослее.
  • Не демонстрировать своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад.
  • Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
  • Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.

Со скольки лет лучше отдавать в садик?

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся - в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах. 

Оптимальный возраст ребенка для начала посещения детского сада - от 3 до 4 лет

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года - наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому - он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно - не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное - это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.

 

Условия для успешной адаптации к детскому саду

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему:

«Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Ткаченко А.Е

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель. Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. К основным критериям адаптации относятся:

  • поведенческие реакции;
  • уровень нервно – психического развития; • заболеваемость и течение болезни;
  • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

-наличие у ребенка своеобразных привычек,

-неумение занять себя игрушкой,

-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми

Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад.
  • Нельзя пугать детским садом
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня.

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду.

  • Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
  • Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
  • Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок; •
  • Расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам.
  • Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
  • В первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
  • Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, затем приводить малыша на целый день
  • В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.

Аспекты успешной адаптации ребенка ранний возраст для родителей в доу

Аспекты успешной адаптации ребенка

ранний возраст для родителей в доу

 Панфилова О.М

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

     Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь- это новое окружение, новая обстановка, новые люди, одним словом адаптация. Слово "Адаптация" означает приспосабливаться на новые для ребёнка условия. Процесс часто проходит с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются такие изменения как:

  • Четкий режим дня;
  • Отсутствие родных рядом;
  • Постоянный контакт со сверстниками;
  • Необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
  • Резкое уменьшение персонального внимания.

 Адаптационный период- серьёзное испытание для ребёнка 2-3 года жизни. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы решают в детском саду все вместе : воспитатели, младшие воспитатели и родители. Самая главная задача создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Каждый малыш привыкает по- своему, у кого-то адаптация проходит в легкой форме три - четыре недели, у кого-то в средней форме до двух месяцев, у кого-то тяжёлая адаптация до шести месяцев.

Для того, чтобы адаптация к детскому саду стала максимально безболезненной для ребенка, нужно сделать её постепенной, так как каждый ребенок привыкает по своему. Я для вас подготовила некоторые рекомендации.

Уважаемые родители:

  1. Постарайтесь быть терпеливыми к себе и к своему ребёнку. Прислушивайтесь к советам и просьбам воспитателей.
  2. Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.
  3. Одежда в группе для данного возрастадолжна быть удобна шорты, брючки без застёжек и лямочек, носочки хлопчатобумажные, ребёнку проще будет самостоятельно одевать.
  4. Сократите просмотр взрослых телепередач, а больше уделяйте внимание своему малышу читайте: сказки, стихи, потешки, пойте детские песенки. Проявляйте с малышом творческую деятельность (рисуйте, лепите). У ребёнка сформируется усидчивость.
  5. Расширяйте "социальный горизонт" ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу. Имея такой опыт, ребёнок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
  6. Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребёнку, что вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родителибудут относиться к такому важному событию, как посещение ребёнком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Не скупитесь на похвалу, говорите малышу какой ты молодец , хороший, смелый.
  7. В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре)малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.
  8. В детскийсад можно брать с собой любимую игрушку, мамин платочек, книжку, ребёнку будет легче находиться в группе связь с домашним домом.
  9. Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнка детскогосада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детскогосада должна быть ограничены двумя часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
  10. Ребёнок должен приходить в детский сад здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу,

например, предстоит оставаться в садике полдня или даже на полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

 

Дыхательные упражнения для профилактики простудных заболеваний для детей дошкольного возраста

Дыхательные упражнения для профилактики простудных заболеваний для детей дошкольного возраста

 Киршина Я.А

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. 

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха

Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.

Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.  

Незатрудненное носовое дыхание - эффективная профилактика ОРВИ.

Действительно, постоянно дыша ртом, вы имеете гораздо больше шансов подхватить простудную инфекцию, нежели при нормальном носовом дыхании. Это связано с тем, что слизистая оболочка носа имеет слой эпителия, выделяющий секрет со значительным количеством интерферона - антивирусного агента, играющего важную роль в профилактике ОРВИ

Помимо этого, холодный воздух, проходя через пазухи носа, прогревается, очищается от содержащихся в воздухе бактерий, пыли. Тем самым, свободное носовое дыхание чрезвычайно важно для защиты от простуды. Постоянный насморк и заложенность носа делают наш организм уязвимым перед атакой вирусов.

Дышим через нос: 5 упражнений

Хорошенько проветрив помещение, примите удобное сидячее положение. Каждое упражнение выполняется спокойно, не торопясь. В случае если носовые пазухи заложены, нужно сперва промыть их слабосоленой водой либо физиологическим раствором.

  1. Очень медленно вдохните через рот. После этого на выдохе постарайтесь резко вытолкнуть воздух через нос. Данный метод очень эффективен для профилактики ОРВИ.
  2. Вдохните воздух левой ноздрей, предварительно зажав пальцем правую ноздрю, через которую затем выдыхайте. Сделайте данное упражнение по 5 раз каждой ноздрей.
  3. Рукой закройте правую ноздрю и рот, после чего спокойно вдохните и выдохните через левую ноздрю.
  4. Медленно вдохните через нос, потом сделайте обычный выдох, слегка приоткрыв рот.
  5. Через нос вдохните, надуйте щеки на выдохе и через сомкнутые губы медленно выпускайте воздух.

Все упражнения выполняются по пять повторов. После дыхательной гимнастики нужно промыть носовые ходы и горло раствором поваренной соли (из расчета одна столовая ложка на стакан воды, также в промывающий раствор моно добавить несколько капель эвкалиптовой настойки.

Для проведения дыхательной гимнастики возможно использование различных приспособлений: свистков, воздушных шариков, трубочек для коктейля, мыльных пузырей, можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки..

Упражнения для дыхательной гимнастики:

  1.   Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одно крыло носа плотно прижать пальцем, закрыв ноздрю, дыхание производить поочередно   (по 4—5 раз) через каждую ноздрю.
  2.  Дышать только через нос.  Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно до 5 раз.
  3.   Стоя, вдыхать через одну ноздрю, а выдыхать через другую до 5—6 раз через каждую ноздрю.
  4.  Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до   10 (рот закрыт), затем   сделать глубокий   вдох и полный выдох через нос (5—6 раз).
  5.   Вдох через нос, рот закрыт.  На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).
  6.   При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу  выдоха:   на  2 счета — вдох,   на  3—4—5—6 — выдох;   на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6—7 — выдох (2—3 мин).

Незатрудненное носовое дыхание - эффективная профилактика ОРВИ.

Действительно, постоянно дыша ртом, вы имеете гораздо больше шансов подхватить простудную инфекцию, нежели при нормальном носовом дыхании. Это связано с тем, что слизистая оболочка носа имеет слой эпителия, выделяющий секрет со значительным количеством интерферона - антивирусного агента, играющего важную роль в профилактике ОРВИ.

Помимо этого, холодный воздух, проходя через пазухи носа, прогревается, очищается от содержащихся в воздухе бактерий, пыли. Тем самым, свободное носовое дыхание чрезвычайно важно для защиты от простуды. Постоянный насморк и заложенность носа делают наш организм уязвимым перед атакой вирусов.

Дышим через нос: 5 упражнений

Хорошенько проветрив помещение, примите удобное сидячее положение. Каждое упражнение выполняется спокойно, не торопясь. В случае если носовые пазухи заложены, нужно сперва промыть их слабосоленой водой либо физиологическим раствором.

  1. Очень медленно вдохните через рот. После этого на выдохе постарайтесь резко вытолкнуть воздух через нос. Данный метод очень эффективен для профилактики ОРВИ.
  2. Вдохните воздух левой ноздрей, предварительно зажав пальцем правую ноздрю, через которую затем выдыхайте. Сделайте данное упражнение по 5 раз каждой ноздрей.
  3. Рукой закройте правую ноздрю и рот, после чего спокойно вдохните и выдохните через левую ноздрю.
  4. Медленно вдохните через нос, потом сделайте обычный выдох, слегка приоткрыв рот.
  5. Через нос вдохните, надуйте щеки на выдохе и через сомкнутые губы медленно выпускайте воздух.

Все упражнения выполняются по пять повторов. После дыхательной гимнастики нужно промыть носовые ходы и горло раствором поваренной соли (из расчета одна столовая ложка на стакан воды, также в промывающий раствор моно добавить несколько капель эвкалиптовой настойки.

 

Особенности адаптации детей 1,5 – 2 лет к ДОУ

Особенности адаптации детей 1,5 2 лет к ДОУ

 Стадухина Ж.В

Ваш малыш подрос. Он узнает родителей, улыбается, сидит, берет игрушки, лепечет, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье! Сам начинает кушать, улыбается, научился пользоваться ложкой!

Пришла пора идти в детский сад. Ребенок должен знать, что на свете есть и другие дети. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли хорошо ребенку в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с родителями. Иными словами, насколько успешно ребенок сможет адаптироваться, т. е. приспособиться к среде детского сада, к его условиям. Эти опасения не случайны.

Детский сад – это, в первую очередь, коллектив. Причем коллектив ребенку незнакомый. Другие дети и чужие взрослые едва ли вызовут положительную реакцию с первой минуты. Однако опыт мам показывает, что есть малыши, которые охотно идут в садик с первых дней. Другие могут закатывать истерики в течение целого года. От чего это зависит:

Cоциализация. Если мама все время находится с малышом дома или общается в ограниченном кругу, ребенок вряд ли сможет спокойно воспринимать большое количество новых людей. Да, социализация детям до 3 лет не нужна. Однако постоянное общение со сверстниками и взрослыми поможет ребенку проще пойти в сад;

Cамостоятельность. Насколько ваш малыш предоставлен себе в течение дня? К самостоятельности рекомендуется приучать детей с рождения, оставляя их наедине с собой на пять-десять минут и увеличивая это время постепенно. Годовалый малыш может играть сам без вмешательства взрослых около часа. Если же мама не отпускает ребенка ни на шаг, стремится все делать за него, постоянно отвлекает его от игры вопросами, запретами или наставлениями, малышу будет трудно пойти в детский сад. Ведь здесь нет мамы на каждого мальчика и девочку. Один воспитатель физически не сможет уделить достаточно времени каждому ребенку, лишенному способности занимать себя;

Готовность к режиму. За две недели до похода в садик рекомендуется перевести

ребенка на режим дня дошкольного учреждения. Можно узнать у воспитателя, когда дети едят и спят, когда гуляют. Дневной сон – самое сложное и важное. Если ребенок после года спит больше одного раза, будет сложнее;

Настрой родителей. Как мама ведет ребенка в сад в первый раз? Обычно на

транквилизаторах или с признаками острого невроза. Конечно, ребенок в такой ситуации тоже будет нервничать. Воспитатели говорят, что многие родители остаются у ворот сада. Курят, страдают, рвут на себе волосы, грызут ногти, а потом приходят со слезами на глазах «избавить свое сокровище от заключения». Это неправильно. Ребенок должен понимать, что садик – не наказание и не каторга. Что маме нужно работать, а ему весело проводить время с детьми. Поэтому родители должны быть спокойными и уверенными.

Обычно плач заканчивается на закрытии двери за мамой, но это не с первого дня;

Выбор детского сада. Адекватность воспитателя и его готовность к адаптации очень Важна. Молодые специалисты боятся плачущих детей. Воспитатель без опыта может посоветовать водить ребенка на час, пока тот не начнет проводить этот час спокойно.

Однако так положительного результата вы не добьетесь. Время нужно увеличивать, воспитателя, по возможности, выбирать с опытом. Спокойного и уравновешенного, знакомого с адаптационными особенностями детей в яслях.

Продолжительность адаптации зависит от вышеперечисленных факторов и от

индивидуальных особенностей ребенка, его привязанности к матери. Процесс может занять от двух недель до двух месяцев. В особо тяжелых случаях говорят даже о годе привыкания к саду. Однако воспитатели яслей утверждают, что дети до двух лет гораздо лучше адаптируются и быстрее вливаются в коллектив, чем ребята, которых отдали в садик в два-три года.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. Процесс адаптации может привести к позитивным и негативным результатам. Два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и адекватность поведения. Различают четыре степени тяжести адаптации:

Лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без

осложнений. Вес без изменений.

Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился. Тяжёлая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.

Сверхтяжёлая адаптация: около полугода и более. Здесь встаёт вопрос: стоит ли ребёнку оставаться в детском саду или он «несадовский» ребёнок.

Адаптационный период у детей может сопровождаться разными негативными сдвигами.

Этапы адаптации в яслях:

Период активных истерик прекращается в течение первой недели. Причем первые три дня ребенок может ходить спокойно и с удовольствием. Когда он узнает всех детей, переберет все игрушки, может случится первая истерика;

Затем следует период «отрывания от мамы». Ребенок начинает плакать только на подходе к саду, а внутри его уже силой забирает воспитатель. За мамой закрывается дверь, плач затихает. Малыш занят другими делами, играть спектакль уже не нужно; Постепенное увеличение времени пребывания. После первых недель в саду можно переходить на режим «с дневным сном». Ребенок снова может начать капризничать, ведь он привык спать дома и сразу после пробуждения видеть маму. Малыша забирают после пробуждения;

Затем ребенок остается на весь тихий час, на полдник, ужин и так далее до окончания дня в детском саду.

В идеальной вселенной все это умещается в месяц. Социализированные дети могут привыкнуть спать в садике с первых дней.

Трудности в адаптации испытывают чрезмерно опекаемые в семье дети, дети, у которых не привиты элементарные навыки самообслуживания самостоятельности. Родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. И ребенок чувствует себя в детском саду беспомощным и неприспособленным к новым условиям. Дети, привыкшие к общению только сродителями и лишенные возможности общаться со сверстниками, также испытывают трудности, потому что навык общения не сформирован (ребенок должен видеть, что существуют такие же, как он, дети со своими потребностями, желаниями). Наличие уребенка стереотипов, которые формируются в семье и накладывают отпечаток на его поведение, и затрудняют процесс адаптации. То, что ребенок первые дни ходил в садик в нормальном настроении (даже с удовольствием, а по прошествии какого-то времени начались проблемы и истерики, легко объяснить. Первые дни ребенка могут прельщать в саду новые игрушки, новые впечатления. через 2-3 дня игрушки уже совсем не новые, к тому же их еще у тебя могут отбирать другие ребята; воспитательница, какая бы она замечательная не была, это не любимая мама; кроме того, у малыша могли возникнуть какие-то конфликты с другими детьми. Помимо всего прочего, от избытка новых впечатлений ребенок мог просто устать. Родителям важно правильно себя вести, чтобы помочь малышу пережить этот закономерный этап адаптации к ДОУ.

Советы родителям:

  • не растягивайте момент прощания с ребенком
  • рассказывайте ему, что будете делать, пока он в садике (он должен знать, что вы в безопасности)
  • расскажите ему, что он может делать в садике
  • расскажите, что воспитательница (лучше называть по имени) с ним поиграет, ему поможет (он должен знать, что он в безопасности)
  • попросите его показать вам, куда он кладет или вешает свои вещи в садике,где он играет обычно, попросите принести и показать вам его любимую здесь игрушку. Это сплотит вас, ребенка и садик, и он будет думать о вас, играя с этой игрушкой
  • на первых порах пусть берет свою любимую игрушку из дома

 

Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста

к условиям детского сада.

 Антанюк Т.В

Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Большое число незнакомых людей - основная причина возникающего стресса. Адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.

С целью обеспечения индивидуального подхода к детям дошкольного возраста для успешной адаптации в детском саду предлагается диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ.

  1. Изучение карт здоровья детей- это позволит составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные для дальнейшей работы.
  2. Наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания.
  3. Определение самооценки. Она в значительной степени определяет активность, отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к своим успехам и неудачам.

Для успешной адаптации ребенка дошкольного возраста в детском саду, родителям следует учесть следующие рекомендации.

  1. Создайте условиядля спокойного отдыха ребёнка дома.
  2. В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и о детском саде.
  3. В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка.
  4. Постарайтесь, чтобы ребенка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Сейчас ему нужна ваша поддержка!
  5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помоги ему успокоится, и переключите на другую деятельность. Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
  6. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть»с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, всё это и затевается, чтобы ребенок понял: мама обязательно за ним вернётся!
  7. Организуйте утро так, чтобы день и у Вас, и у малыша прошел спокойно. Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает»Вашу неуверенность и ещё больше расстраивается.
  8. Дома и в детскомсаду говорите с ребенком спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в детском саду – раздевании. Разговаривайте с ребёнком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая всё, что вы делаете.
  9. Обязательно говорите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Ребенку легче знать, что за ним придут после какого - то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребёнка, говоря, что вы придёте очень скоро, даже если ему, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.
  10. Придумайте свои правила прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!»После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребёнок переживает.

Совместной работой воспитатели и родители обеспечат ребенку успешную адаптацию к условиям детского сада и правилам группы.



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта