Разучивания потешек с детьми раннего возраста это залог успешной адаптации к ДОО

Разучивания потешек с детьми раннего возраста

это залог успешной адаптации к ДОО

Попова Е.А

"Ладушки-ладушки"

Цель занятия — развивать у ребёнка навыки подражания игровым действиям, развивать ощущение ритма, доставляющее им эстетическое удовольствие. Читаемая ласковым голосом, с улыбкой, потешка способствует пробуждению у ребёнка чувства доброжелательности. играя его руками:

Ладушки, ладушки! (Хлопает в ладоши.)

Где были? (Пожимая плечами, разводит руки.)

У бабушки!

Что ели? (Пожимая плечами, разводит руки.)

Кашку.

Что пили? (Пожимая плечами, разводит руки.)

Простоквашку.

Попили, поели.

Шу, полетели! (Поднимает руки над головой.)

На головку сели! (Кладет руки на голову.)

Сели посидели,

Прочь улетели! (Поднимает руки, взмахивает ими — "летит".)

При повторении потешка прочитывается не только жестами, но и словами поощряет ребёнка вслед за ним делать игровые движения: "Хлопайте в ладоши!", "Поднимайте руки!", "Летите".

"Пальчик-мальчик"

Цель занятия—учить ребёнка различать интонацию вопроса и ответа и производить несложные игровые движения.

Ребёнок воспринимает "пальчика-мальчика" как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братцах. Мама держит руку ребенка, сжатую в кулачок, и приговаривает слова потешкиперебирая пальчики:

Пальчик-мальчик, (Берется за большой палец.)

Где ты был?

С этим братцем (Раскрывает указательный палец.)

В лес ходил.

С этим братцем (Раскрывает средний.)

Щи варил.

С этим братцем (Раскрывает безымянный.)

Кашу ел.

С этим братцем (Раскрывает мизинец.)

Песни пел.

"Петушок, петушок"

Цель занятия — учить малыша подражать игровым действиям, чувствовать ритмический рисунок потешки, воспроизводить слова и звуки. Словесный образ петушка и ритм песенки о нем должны быть восприняты малышом как что-то очень красивое, приятное. Ребёнок сидит на стульчике. Перед ними красочный рисунок или игрушка петушок. Мама веселым голосом с интонацией доброжелательности читает потешку, сопровождая чтение несложными жестами. Ребёнок повторяет вслед за ним игровые движения.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок, (Поднимают руки к темени — к "гребешку".) Масляная головушка, (Обеими руками гладят голову.)

Шелкова бородушка. (Гладят "бороды".)

Что ты рано встаешь (Протягивают руку ладошкой вверх к петушку.)

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь!

При новом чтении воспитатель предлагает не только повторять за ним игровые движения, но и слова потешки.

"Баю-бай"

Цель занятия — учить детей восприятию ритмической речи, научить их правильно произносить слова баю-бай, собачка, лай.

Потешка явно имеет назидательный оттенок, она учит заботиться о других. В процессе или после занятия маме нужно акцентировать на этом внимание малышей. Чтение сопровождается манипуляциями с игрушечными собачкой и куклой. — Давай уложим спать куклу Лену, — предлагает мама. Оставив собачку на столе, она берет куклу на руки, укладывает спать, ритмично укачивая ее, медленно проговаривает:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Бело Лапка, не скули,

Мою Таню не буди.

Мама повторяет потешку несколько раз. Затем передает куклу ребёнку и продолжает повторять текст, а ребёнок, покачивает ее и выговаривает слова: бай, собачка, не лай.

А. Б а р т о, "Смотрит солнышко в окошко".

Цель занятия — воспитывать у малыша способность заинтересованно слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать.

Иллюстрацией к стихотворению может быть яркое солнышко, которое светит в окна, а также картинки, изображающие солнце над землей. Мама ребёнку указывает на яркое солнце и читает текст.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки, (Хлопают в ладошки в такт стихам.)

Очень рады солнышку!

Мама учит ребёнка регулировать действия: сначала только слушать, затем весело и ритмично хлопать в ладошки.

"Чики-чики-чикалочки"

Цель занятия — развивать у ребёнка способность улавливать ритм потешки, воспроизводить звуковые комплексы.

Мама читает четко, задорно и весело:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня — в тележке,

Щелкает орешки.

При последующем чтении в потешку вставляются имена сидящего ребёнка. Ребёнок старается произнести "чики-чики-чикалочки".

Т. Волгина, "Паровоз".

Цель занятия — приучать внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания.

Ребёнок садится вокруг стола, на который мама ставит игрушечный поезд. — Это паровоз, это вагончики,— поясняет мама, двигает состав по столу и произносит: — У-у-у, чах-чах, чу-чу! Ребёнок трогает игрушки. Потом мама читает:

Загудел паровоз

И вагончики повез:

"Чах-чах, чу-чу-чу,

Далеко я укачу!"

Чтение повторяется 2—3 раза, малыш произносит вслед за мамой и вместе с ним звукоподражательные звуковые комплексы.

"Сорока-белобока".

Цель занятия — упражнять детей в восприятии интонационного рисунка потешки, производить несложные игровые движения.

Потешка порицает безделье, внушает симпатии к трудолюбивым. На это нужно обратить внимание малышей. Первый раз мама читает потешку ребенкупри этом он играет её рукой: загибает пальчики в кулачок, оставляя один, который за то, что он "не работал", "наказывает", легонько двигая его взад-вперед.

Сорока-белобока (Делает круговые движения

Кашу варила, пальцем по ладони ребенка.)

Деток кормила.

Этому дала. (Поочередно "кормит" пальчи-

Этому дала. ки, загибая их.)

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала: (Держит этот пальчик, "треп-

— Ты воды не носил, лет" его.)

Дров не рубил, (Укоризненно качает головой.)

Каши не варил

— Тебе нет ничего.

При повторном чтении потешки ребёнку, он сам стремится воспроизводить игровые движения.

"Киска, киска"

Цель занятия — учить малыша воспринимать ритм потешки (и интонацию строгости, учить произносить слова, делать игровые движения.

На столе игрушечная кошка и кукла. Мама читает строгим голосом:

Киска, киска, Киска, брысь!

На дорожку

Не садись;

Наша деточка (Выдвигает куклу.)

Пойдет,

Через киску

Упадет. (Показывает, как кукла падает.)

При новом чтении мама предлагает повторять за ним слова потешки, и малыш произносит "киска", "не садись". Затем вместо слова деточка мама называет имя какой-нибудь девочки. Совершая игровые движения, стараются отчетливо произносить слова.

А. Б а р т о, "Уронили мишку на пол"

Цель занятия — приучить ребёнка внимательно слушать чтение, вникать в его содержание, повторять отдельные слова. Воспитывается бережное отношение к игрушкам, вещам. Стихотворение дает образец доброго отношения к слабым (ведь мишка для детей как живой).

Мама держит в руках плюшевого мишку, его гладит и говорит сидящему ребёнку: "Сейчас я расскажу тебе, что случилось однажды с другим мишкой". Читает текст:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу. (С жалостью.)

Все равно его не брошу, (Убежденно, ласково.)

Потому что он хороший.

Последние две строки сопровождаются действием: мама нежно прижимает мишку к себе, затем передает его ребёнку. Они рассматривают мишку и нежно качают: "Он хороший!"

"Курочка-Рябушка, куда ты пошла?"

Цель занятия — на более сложном материале совершенствовать навыки ребёнка различать и воспроизводить интонации вопросов и ответов. Из содержания потешкиребёнок уясняет: заботливая курочка, хорошая.

Малыш сидит перед мамой. Она показывает картинку "Курочка ряба", читает потешку :

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

А. Б а р т о, "Кто как кричит"

Цель занятия — развивать у ребёнка активное восприятие стихотворения, способствовать пробуждению интереса к жизни животных, доброго к ним отношения.

Нужно заранее подготовить игрушки (петух, курица, цыпленок, кошка, утка, корова). По мере чтения мама достает их. Стихотворение прочитывается 2—3 раза.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Мурр-мурр. Пугаю кур

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах

Кра, кра, кра!. Завтра дождь с утра.

Пить, пить, пить! Воды попить.

Му-у, му-у! Молока кому?

При повторном чтении игрушки отдаются ребёнку, и каждый и он должен показать, как кричит его животное. На следующем занятии стихотворение читается без привлечения игрушек. Звукоподражания произносятся громко и внятно. Мама  задает вопрос: "Как кричит петушок (курица, цыпленок, утка, корова?"

А. Б а р т о, "Птичка"

Цель занятия — развивать у ребёнка умение сосредоточенно, внимательно слушать и понимать содержание стихотворения, совершенствовать чувство ритма. Вызвать интерес к птичке, доброжелательное отношение к ней. Мама показывает детям игрушку или рисунок птички, затем читает:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела.

Ай!

М. Клокова, "Мой конь"

Цель занятия — научить малыша организованно выполнять игровые действия, соответствующие тексту. Эти стихи также пробуждают доброе отношение к животным, любование ими.

Ребёнок сидит на стульчике, повернув стульчик спинкой вперед, т. е. будто верхом на конях. На полу стоит большой игрушечный конь. Мама описывает этого коня, сопровождая свой рассказ ласкающими движениями:

- Гоп, гоп! Конь живой.

И с хвостом, и с гривой.

Он качает головой –

Вот какой красивый!

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поехал к маме.

При повторном чтении при словах гоп-гоп дети подпрыгивают на своих стульчиках — скачут на конях.

При дальнейших чтениях потешки элементы игры постепенно исчезают. Ребёнок учится внимательно слушать потешку и проговаривать слова.



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта