Растить нравственного человека.
РАСТИТЬ НРАВСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА .
Ещё только ожидая ребёнка родители мечтают о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, трудолюбивым человеком, преданным своей Родине, смелым, умеющего жить в коллективе, жизнерадостного, доброжелательного в отношении к людям.
У ребёнка все эти качества начинают проявляться очень рано. Главные линии развития личности намечаются в дошкольном возрасте, и тем успешнее идёт развитие, чем сознательнее относятся взрослые к воспитанию малыша. Дети очень рано проявляют эмоциональную отзывчивость, тонко улавливают искренность или фальшь в тоне разговора, в поведении взрослых. Об этом надо хорошо помнить родителям, всем взрослым вообще. Чтобы потом не пришлось испытывать чувство глубокого разочарования, чрезвычайно важно в этот период жизни ребёнка быть особенно требовательными к себе, к своему поведению. Личный нравственный пример взрослых должен быть безупречен.
Решая задачи нравственного воспитания, важно учитывать возрастные особенности ребёнка.
Дети-дошкольники, как мы знаем, чрезвычайно восприимчивы. Психика малыша очень пластична, податлива. Все что ребёнок воспринимает, становится предметом его пристального внимания и прочно запоминается им.
А как отзывчив малыш на эмоции других! На улыбку он отвечает улыбкой, нахмуренные брови взрослого вызывают спад его настроения, настороженность, беспокойство. Спокойное, уравновешенное состояние родителей передаётся и малышу. А чувство страха, возникающее у взрослого по какому-то поводу, которое он не может скрыть, вызывает у ребёнка боязливость, скованность, желание спрятаться, прижаться к взрослому.
Говоря об эмоциональной отзывчивости ребёнка, следует упомянуть и о склонности его к подражанию отдельным поступкам окружающих, их речи—содержанию и тону, даже характеру движений. Конечно, на склонность подражать, можно надёжно опереться в том случае, если взрослый подаёт положительный пример для подражания. Но эта же особенность ребёнка может обернуться и другой своей стороной в том случае, если ребёнок видит отрицательные примеры для подражания. Сам он не всегда может разобраться в том, чему следует, а чему не следует подражать. Особенно тревожат отрицательные примеры, которые воспринимают дети до пяти лет, когда уровень их сознания ещё не обеспечивает возможности самостоятельно анализировать поступки других , оценивать, что достойно, а что недостойно подражания.
Подготовила Панфилова О.М.
Журнал «Мир детства» под ред. А.Г.Хрипковой.