Прогоним детские страхи.
Прогоним детские страхи.
«Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью». (А. Спиваковская).
«Страх—аффективное ( эмоционально заострённое) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности , что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» (А.И. Захаров).
Различают возрастные и невротические детские страхи.
Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов следующие:
- наличие страхов у родных, большая часть которых передаётся неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);
- тревожность в общении с ребёнком;
- чрезмерное предохранение от опасности;
- большое количество запретов;
- многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
- психологическая травма—испуг, шок;
- нервно- психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;
- конфликтные ситуации в семье и т.д.
Невротические страхи — результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов (обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, наличия многочисленных страхов.
Такие неврозы оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности ребёнка. Для них свойственны эмоциональная интенсивность и напряжённость, длительное течение, постоянство, избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, относительная трудность устранения страхов.
Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в частности ритуалы , нередко шокирующие окружающих. Собственно по их наличию в быту и определяется детский невроз. Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный.
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого или ребёнка обстановке, например при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического «заражения» паникой в группе людей, тревожных предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределён особенностями характера, например повышенной мнительностью.
Также страхи можно условно разделить на врождённые и приобретённые.
Врождённые (или возрастные) страхи сопровождают определённый возрастной период развития.
После трёх лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легко внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И даже если взрослому кажется, что ребёнок благополучно пережил какую-либо пугающую его ситуацию, можно ожидать, что спустя несколько дней или даже недель у него всё же появятся страхи.
Дети 6-7 лет нередко начинают бояться смерти своей или близких. Ребёнок, осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия - грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой существования.
Одна из причин приобретённых страхов – реально происшедшее событие. Например ребёнок боится заходить в лифт, потому что раньше в нём застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Также страх может быть связан с конкретными объектами, лицами -возникает боязнь отрицательных персонажей и «нехороших» людей. Такого рода страхи легче всего поддаются коррекции, а если неприятные события не повторяются , то нередко они уходят сами собой. Ещё одна причина - запугивание.
У детей из конфликтных семей страхи животных, природных стихий, заболеваний, смерти встречаются чаще, чем у их сверстников из благополучных семей, им чаще снятся кошмары.
Дополнительный источник страха – телевизор, поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребёнок получает из новостей и других передач, как реагирует на неё. Не следует недооценивать влияния на детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребёнок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому , когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь познакомиться заранее с её содержанием.
Страхи также можно делить на реальные и воображаемые. Реальные предопределены ситуацией а воображаемые – особенностями личности.
(Дошкольное воспитание 2007г.№4)
Панфилова.О.М.