Март

Закаливание детей раннего возраста

«Закаливание детей раннего возраста»

Панфилова О.М

Перед закаливанием детей раннего возраста следует уяснить ряд правил, без соблюдения которых данная процедура не только не принесет пользы, но поможет даже навредить.

Без регулярности в проведении любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие процедуры без привязки к времени года дают положительный результат.

Закаливание детей раннего возраста следует начинать только в здоровом состоянии. Интенсивность частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно. Программа закаливания детей раннего возраста должна быть построена для каждого ребенка индивидуально в зависимости от его физических и психических способностей. Важна также последовательность в применении различных закаливающих факторов.

Оптимальным решением будет вписывать комплекс, закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня.

Методы закаливания детей младшего возраста

  1. Утренняя гимнастика.
  2. Одежда в группе и на улице по погоде.
  3. Прогулки каждый день с подвижными играми.
  4. Сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).
  5. Хождение босиком дои после сна.
  6. Гимнастика и хождение по ребристым дорожкам.
  7. Фитонциды – лук, чеснок.
  8. Умывание холодной водой.

Основные правила закаливания ребенка

  1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
  2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически.
  3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий.
  4. Закаливающие процедуры нельзя начинать если ребенок болен.
  5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.
  6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Методы закаливания общеизвестны:

- закаливание водой; - закаливание воздухом; - закаливание солнцем.

Закаливание водой

Вода – общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствам закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. Правила:

  1. Надо чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым нормам для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.
  2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи.
  3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее «соприкосновения с телом».

Закаливание воздухом. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон без маечек, воздушные ванны.

Закаливание солнцем. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно. Надо опасаться перегревов.

«Босоножье». Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2-3 минут и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20-22* С.

Закаливание детей раннего дошкольного возраста

«Закаливание детей раннего дошкольного возраста»

Ткаченко А.Е

У детей раннего возраста наблюдается стремительное увеличение подвижности, они начинают ползать и перемещаться по комнате, исследуя все, что попадается на пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Особенно важно в этот период следить за состояние здоровья ребёнка, так как в раннем возрасте происходит становление всех функций организма.

В основе закаливающих процедур лежит постепенное приучение организма к перемене различных температур. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде.

Распространённый вид закаливания – хождение босиком. Особого труда не составит, если Вы со своим малышом походите босиком вместе. Хождение босиком может стать для Вашего малыша интереснейшей игрой, если ходить он будет не просто по ровной поверхности, а по массажным коврикам, которые можно приобрести в детских магазинах.

Уважаемые, родители, предлагаем Вам примеры, изготовления массажных ковриков.

1.Из плотной материи сшить в виде наволочки мешочек, внутри мешочка пришить в шахматном порядке пластмассовые крышки от бутылок и зашить последнюю сторону.

2.Из болоньевого материала вырезать коврик произвольной формы, например, форма ягодки или фрукта любого, обметать края.

3.Из плотного материала вырезать коврик, обметать края. Нашить на поверхности, по которой будет ходить Ваш ребёнок, лоскутки материала разной текстуры: фланель, шерстяную ткань, трикотажное полотно и т. д., что найдётся под руками.

Внимание ребёнка будет концентрироваться на таких ковриках, ведь интересно узнать, что же там на коврике нашито.

Ну, а всем известное выражение: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» как никогда актуально при закаливании организма ребёнка раннего возраста.

Закаливание воздушными ваннами следует проводить постоянно. Обязательно проветривайте комнату, где находится Ваш ребёнок. Следует это делать во время отсутствия малыша и не допускать переохлаждение воздуха больше, чем на 1-2 градуса. Закрывать фрамуги следует за 30 мин до прихода ребёнка.

Воздушные ванны. Температура воздуха должна быть 18-19 градусов. Воздушные ванны хорошо сочетать с физическими упражнениями. Попросите малыша поднять руки вверх, затем опустить их вниз. Попробуйте сделать массаж живота ребёнку, попросите, чтобы он сам погладил свой животик. Попрыгайте вместе с ребёнком, как зайчики, походите, как мишка косолапый.

И, конечно, ежедневные прогулки с ребёнком следует делать два раза в день: до обеда и вечером перед сном.

Интенсивным методом закаливания являются водные процедуры: общие обливания и обтирания стоп. Обливания стоп

Постепенно температуру воды снижают до 15-14 С (каждые 3-5 дней на 1 градус). После обмывания стопы надо тщательно растереть полотенцем.

В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

 

Закаливание неговорящих детей по методике Криотерапии.

Закаливание неговорящих детей по методике Криотерапии.

учитель – логопед Попова Е.А.

Это – криотерапияКриотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).

Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи, а так же происходит оздоровление организма.

Целью моей работы является снятие психоэмоционального и физического напряжения.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  1. Развивать тактильную чувствительность и возбуждение иннервации мышц тонкой моторики.
  2. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  3. Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти.
  4. Развивать воображение и творческую активность.
  5. Развивать цветовосприятие.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, приходишь к выводу: что необходимо рассматривать криотерапию как один из важных, приоритетных задач оздоровления организма в данном возрасте.

Я стала применять ее в игровых ситуациях.

Игровые ситуации с применением технологии криотерапии проводятся в 3 этапа:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр. Это игры в которые можно играть 5-8 секунд;

2 категория игр. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – пальчиковая гимнастика. После игры со льдом используется любая пальчиковая гимнастика.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом результате.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для ее проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Представлю вам несколько игр 1 категории.

«Бассейн»

Цель: развитие пространственной ориентировки.

Оборудование: предварительно подготовленные ледяные кубики льда, маленькие игрушки, глубокая миска.

Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-8 секунд. И достает спрятанные игрушки. Криоконтраст проводят 3 раза.

«Разморозь игрушку».

Цель: Активизировать сократительные способности мелких мышц кисти рук.

Оборудование: шарики льда, в которых заморожены маленькие игрушки.

Ребенок в ладошке размораживает ледяной шарик, чтобы достать свой клад.

Мы можем одновременно воспроизводить какой- либо стихотворный текст. например«Льдинку сильно сжимаю и ладошку поменяю» и т. д.

Так же к этой категории игр можно отнести «Достань игрушку»«Тает льдинка»«Пересчитай камешки».

Следующая категория игр это : выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

«Выложи по контуру».

Цель: развитие зрительного восприятия, формирование целостного образа предмета.

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, контурный рисунок, прозрачный файл.

Ребенку предлагают выложить кубики льда по контуру предмета. Закрепление формы и цвета.

«Найди домик».

Цель: закреплять умение соотносить предметы по форме.

Оборудование: предварительно подготовленные разноцветные ледяные фигурки, картонные домики в соответствии с цветом льдинок.

Ребенку предлагают, найти для каждого цвета свой домик.

Так же к этой категории игр можно отнести«Выложи по образцу»«Разложи верно»

3 категория игр. Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

«Стройка»

Цель: развивать конструктивные способности.

Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда.

Ребенку предлагают построить из кубиков льда постройку, в зависимости от цели занятия.

«Ледяной карандаш»

Цель: развитие воображения, изобразительной деятельности.

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, картон или плотная бумага.

Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную тему, или раскрасить готовую картинку цветным льдом.

Т. ж. игры «Продолжи узор»«Справа- слева».

4 категория игр. Это самая длительная категория игр. Выкладывание замков, фигур из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

«Найди одинаковые по цвету».

Цель: развитие цветовосприятия.

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда.

Ребенку необходимо выбрать все льдинки одинакового цвета. «Найди все красные!» или «Найди такой же как у меня».

«Укрась замок».

Цель: развитие воображения, изобразительной деятельности.

Оборудование: предварительно подготовленная ледяная пластина, краски.

Ребенок рисует пальчиками на «ледяном замке» по заданию педагога или по своему замыслу.

После проведения криоконтраста проводится, пальчиковая гимнастика, растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мысленную деятельность дошкольника. Это является контрастом.

Одним из требованием игр со льдом, является разогрев рук. Дети делают массаж рук с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.

При помощи пластиковых бутылках с теплой водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью.

В процессе работы были замечены такие изменения : что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение; дают много эмоционально ярких впечатлений; у детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи, развитие интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.

 

Закаливание детей раннего возраста

Закаливание детей раннего возраста

Антонюк Т.В

Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшны ни сильные ветра, ни перепады температуры, ни переохлаждение. Подготовленный организм готов дать отпор простуде! Закаливание улучшает работу внутренних органов, способствует развитию мышц, активизирует процессы обмена веществ, укрепляет нервную систему.

Начинать закаливание можно уже с двухнедельного возраста после осмотра ребенка педиатром и одобрения оздоровительных процедур с его стороны. Чтобы хорошее начинание действительно принесло пользу, родители должны придерживаться ряда правил:

Закаливать малыша нужно круглый год – перерывов быть не должно, а интенсивность и продолжительность закаливающих процедур необходимо постепенно повышать.

Регулярность выполнения процедур – это залог успешного закаливания. Если же вы будете выполнять их «раз от раза», то вряд ли стоит ожидать положительных результатов.

Постарайтесь проводить все процедуры в форме игры. Эффект закаливания лишь усилится, если малышу будет нравиться этот процесс. Берите на вооружение все, что любит ваш малыш, – игрушки, стишки, песенки, картинки. Импровизируйте, чтобы крохе было весело и интересно.

Рекомендуется сочетать закаливание с массажем, так развитие ребенка будет гармоничным, а самочувствие хорошим.

Как свидетельствует медицинская статистика, дети, которых закаляют родители, имеют более крепкий иммунитет и примерно в 3,5 раза меньше болеют ОРВИ, чем их незакаленные сверстники.

Ни в коем случае не допускайте перегревания или переохлаждения ребенка во время процедур. Терморегуляция у малышей еще несовершенна, и колебания температуры тела для них – норма. Но ведь закаливание ни в коем случае не должно идти во вред! Поэтому внимательно следите за температурой воздуха и воды, не переусердствуйте с пребыванием малыша на солнце. Всегда подбирайте для ребенка подходящую по погоде одежду и обувь и защищайте его голову от солнца.

Очень хорошо, когда закаляется сразу вся семья. Во-первых, это полезно для здоровья домочадцев, а во-вторых, вы послужите прекрасным примером для своего ребенка.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.

К специальным закаливающим процедурам относятся:

  • закаливание воздухом (воздушные ванны),
  • закаливание солнцем (солнечные ванны),
  • закаливание водой (водные процедуры).

Итак, начнем с самого простого вида закаливания – свежим воздухом. К нему относят проветривание комнаты, воздушные ванны во время пеленания и прогулки. Самой первой процедурой для малышей является проветривание. Груднички тратят очень много энергии и потребляют большое количество кислорода, поэтому постоянное поступление свежего воздуха крайне необходимо для хорошего самочувствия. Проветривать комнату, в которой находится ребенок, необходимо в любое время года. Летом окно или форточка должны быть открыты постоянно, а зимой комнату проветривают пять раз в день. Причем малыша не нужно уносить из комнаты на время проветривания, достаточно просто укрыть его одеяльцем. Исключение составляет сквозное проветривание. Оптимальная температура воздуха в комнате, где находится малыш, – 20–22 °С.

Еще один вид закаливания – воздушные ванны во время пеленания. Со здоровым ребенком такую процедуру можно проводить уже в роддоме. Суть ее заключается в том, что крохе дают полежать на животе на пеленальном столике во время пеленания и смены подгузников. Вначале продолжительность этой процедуры составляет 1–2 минуты, но постепенно, раз в неделю, можно прибавлять по 2 минуты. Таким образом, в полгода малыш будет наслаждаться воздушными ваннами уже по полчаса. Очень хорошо одновременно с этим делать с малышом легкую гимнастику.

Прогулки в уютной коляске на улице – это не только приятное, но и закаливающее мероприятие. Малышей, родившихся летом, выносить на полчаса на улицу можно сразу после выписки из роддома. Если же ребенок появился на свет в более прохладное время года, то «пропуском» на прогулку будет служить столбик термометра. Грудничка можно выносить на улицу только, если температура опустилась не ниже –5 °С. Продолжительность такой прогулки составляет 15–20 минут. Детишки в возрасте 3 месяцев и старше уже неплохо переносят мороз и в –10 °С. А тем малышам, кто пересек возрастной рубеж в полгода, уже нестрашно, если столбик термометра показывает –15 °С. Главное, помните о том, что закаливание – это укрепление здоровья, а не нанесение ему вреда. Малышу должно быть тепло и уютно, он ни в коем случае не должен замерзать!

Солнечные ванны

Пребывание на солнце повышает защитные силы организма, дает ребенку заряд бодрости и энергию. Однако следует помнить о том, что малыши до года слишком чувствительны к ультрафиолету, поэтому ванны под прямыми солнечными лучами им строго противопоказаны. Им подходит только пребывание в рассеянных солнечных лучах. С года до трех лет солнечные процедуры проводят осторожно и дозированно, и только дети старше трех лет могут понемногу загорать на солнышке. Летом солнечные процедуры рекомендуется принимать с 9 до 12 часов, а на юге с 8 до 10 утра.

Противопоказанием является температура воздуха +30 °С и выше.

Осенью, весной и зимой лучи солнца более рассеянные, чем летом, поэтому они очень полезны малышу.

Закаливание водой считается одним из наиболее эффективных методов закаливания. Виды водных процедур и методика закаливания напрямую зависят от возраста малыша.

Если ребенку до 3 месяцев

Обтирание отдельных частей тела ребенка – ручек и ножек – салфеткой или рукавичкой, смоченной в воде, в течение примерно двух минут. Изначально температура воды должна быть 37 °С, а затем каждую неделю ее нужно снижать на один градус, пока столбик термометра не достигнет отметки 28 °С. Обтирание выполняется в такой последовательности: сначала ручки малыша от кистей до плечиков, а затем ножки – от ступней до коленок.

Умывание личика малыша в течение 2 минут. Изначально температура воды должна быть 28 °С, а затем каждые 2 дня ее необходимо снижать на один градус, постепенно доведя до 20 °С.

Ежедневная ванна с температурой воды 37 °С в течение 5 минут, после которой малыша обливают водой более низкой температуры – 35 °С.

Если малышу от 3 до 10 месяцев

Ежедневная ванна с температурой воды 37 °С, после которой малыша обливают чуть более прохладной водой (35 °С) из ковшика и затем вытирают тело.

Общее влажное обтирание тела малыша рукавичкой, предварительно смоченной в прохладной соленой воде (содержание соли – 8 чайных ложек на один литр воды). Обтирание выполняется в такой последовательности: ручки, ножки, грудь и спинка. В конце процедуры малыша следует насухо вытереть полотенцем.

Умывание личика ребенка водой с постепенным уменьшением ее температуры (1 раз в 2 дня) с 28 °С до 20 °С.

Если ребенку от 10 месяцев до года

Ежедневная ванна, как и в предыдущих возрастных группах, после которой ребенка обливают из ковшика водой более низкой температуры (35°С).

Влажное обтирание ручек, ножек, грудки и спинки прохладной соленой водой.

Обливание: малыш сидит или стоит в ванне, а мама или папа поливают его сильной струей душа в такой последовательности – спинка, грудь, животик и ручки.

Температура воды изначально составляет 37°С, а затем каждую неделю ее нужно уменьшать примерно на один градус, пока она не достигнет 28°С.

Возраст ребенка от 1 года до 2 лет

В этом возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24°С, общие обливания, с температурой воды до 24-28°С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, чем обливание, так как, кроме температуры воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры 1,5 мин.

 

 

Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей

«Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

Антонова Е.В

Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один болеет редко, а другой не вылезает из простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверное, причина в том, что не все в должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как закаливание Методы закаливания, которые мы рекомендует использовать, довольно просты, а потому при желании могут быть включены в образ жизни любой семьи. Что такое закаливание?

Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды (холоду и жаре, изменению влажности и др.) и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через 1-2 недели, его возобновляют с начального периода.

  • Методы воздушного закаливания просты и удобны. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе вне зависимости от погоды и времени года.
  • Хождение босиком. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма.
  • Солнечные ванны. Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают). Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах, при чрезмерных дозах возможны ожоги, тепловые и солнечные удары.
  • Закаливание водой: обтирания, обливания (могут проводиться ежедневно утром или вечером прохладной водой). Наиболее благоприятно начинать закаливание летом. Начинайте закаливание только после консультации со специалистом. Конечно, закаливание не исключает возможности заболевания ОРВИ, но значительно увеличивает сопротивляемость организма инфекции и снижает вероятность развития тяжелых форм ОРВИ и их осложнений.

Методы закаливания делятся на неспециальные и специальные: Неспециальные методы – создание соответствующих условий:

– достаточный минимум одежды для прогулок, для игр в помещении и для сна (если ребенок возвращается с прогулки вспотевшим, значит, его одели слишком тепло);

– максимально возможное пребывание на свежем воздухе в любую погоду, включающее прогулки и занятия спортом (если постоянно отказываться от прогулок в дождь, снег или при сильном ветре, ребенок никогда к ним не привыкнет);

– систематическое проветривание детской комнаты (до 5 раз в день) для создания «пульсирующего» температурного режима в ней (с наступлением морозной погоды форточки приоткрывают лишь на некоторое время, пока температура воздуха в помещении не снизится на 1-2 °С).

Специальные методы – это группа закаливающих процедур (воздушных, водных и др.), осуществляемых с учетом всех принципов закаливания: постепенности, систематичности, последовательности, комплексности, положительного настроя и учета индивидуальных особенностей ребенка. Воздушные ванны представляют собой контакт кожи ребенка с воздухом и являются самой первой процедурой закаливания для новорожденных. Малыш принимает их во время смены пеленок и одежды, когда на короткое время (2-3 минуты) остается частично или целиком раздетым. Температура в помещении при этом должна быть 20-22°С. По мере роста ребенка время воздушной ванны постепенно увеличивается и к концу 1-го года жизни достигает 10 минут. Для детей старше 1 года температура воздуха при воздушных ваннах составляет 18-19°С, в возрасте от 3 до 6 лет она снижается до 16°С. Во время воздушной ванны дети должны находиться в движении, поэтому очень удобно сочетать воздушную ванну с хождением босиком по ковру или специальной дорожке с рифленой поверхностью, начиная с 1-2 минут и прибавляя через каждые 5-7 дней еще по 1 минуте, доводя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно. Это не только способствует профилактике простудных заболеваний, но и тренировке мышц стопы. Дополнительно можно делать массаж ног с помощью круглой палки или мяча, катая их под стопами. Водные процедуры являются самым популярным и действенным видом закаливания. Однако специальную методику необходимо подбирать индивидуально для каждого ребенка в зависимости от возраста и переносимости. Если Вы готовы заниматься систематическим регулированием времени процедур и температуры воды, после консультации с врачом можно начать закаливать ребенка методами обливаний, обтираний или контрастного душа. Если же нет, вносить элементы закаливания без опасения можно в обычные водные процедуры, такие как умывание лица, мытье рук и купание.

Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала теплую воду (30-32°С), постепенно снижая ее температуру до комнатной. Детям в возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общие гигиенические ванны, которые малыши принимают ежедневно, также могут стать прекрасной закаливающей процедурой, не отнимающей у родителей много времени. Для этого в конце купания ребенка в ванне с температурой воды 36-37°С необходимо облить его прохладной водичкой (температура 34-35°С) и насухо вытереть полотенцем. Полоскание горла холодной водой тоже применяют в качестве закаливающей процедуры в любое время года. Детям 2-4 лет следует перед сном кипяченой водой комнатной температуры полоскать рот, а после 4 лет – горло. Осенью и зимой полезно вместо воды использовать специальные противовирусные средства. Например, чесночный раствор – из расчета 1 зубчик на стакан кипятка. Готовится такой раствор за 2 часа до его употребления.

Гимнастика и самомассаж

Закаливающий самомассаж активизирует защитные силы организма, благоприятно воздействует на нервную систему, поднимает настроение, а утренняя гимнастика – помогает организму скорее просыпаться.

Гимнастика в постели

  1. Потягивания-поднимания поочередно правой и левой ног и рук одновременно
  2. Поочередное сгибание и разгибание ног.

Желаем здоровья Вам и Вашим детям!

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста».

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста».

Едакина А.В

Федорова В.В

Дошкольный возраст – это тот период, когда закладываются  основы здорового образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.

Оздоровление детей не результат  одного дня деятельности, а спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период, которая проводится систематически в течение всего времени пока, ребенок посещает детский сад.

Так что же такое закаливание?  

ЗАКАЛИВАНИЕ  - это система закаливающих  мероприятий в режиме дня ребёнка, а не использование отдельных закаливающих  процедур.

Закаливание детей в современных условиях.

Закаливание – это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых  респираторных заболеваний.

В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:

-Закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;

-Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности (силе);

-Закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;

-Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при  тепловом комфорте организма ребёнка ( оптимальная (по санпину) температура воздуха и соответствующая одежда).

-Допустимо использование различных сочетаний закаливающих воздействий в зависимости от конкретных условий дошкольных учреждений.

-Для реализации этих факторов нужна система закаливающих мероприятий,  включающая элементы закаливания в  повседневной жизни,  органично вписывающиеся в каждый режимный момент, и специальные  закаливающие воздействия.

При закаливании дошкольников круглый год максимально должны использоваться естественные природные условия. Как известно, воздействие  воздуха (воздушные ванны за счёт  облегчения одежды, во время переодевания ребёнка, утренней гимнастики, прогулки и т.д.) является более слабым раздражителем, чем вода, обладающая большой теплоёмкостью. Поэтому воздушные ванны можно проводить длительно, тогда как водные процедуры только кратковременно.

Первым требованием, при проведении закаливания детей в дошкольном учреждениях, является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это – прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка,  способствующие поддерживанию нормального теплового состояния.

Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается постоянным и периодическим сквозным проветриванием, что создаёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. В холодный период года сквозные проветривания проводятся кратковременно ( 5-7 мин) в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5 градусов, и она может опускаться до +14-16 градусов.

При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответствовать гигиеническим нормативам:

Дети до 3 лет - +22 градуса  +_ 1 градус

Дети 3-4 лет +21 градус

При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда ( майка, рубашка или платье) и гольфы или носки.

Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребёнка на внутренней стене помещения.

Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми  проводится комплекс физических упражнений, включающих в себя :

Потягивание

Дыхательные упражнения

Движения, формирующие осанку и свод стопы - хождение по массажной дорожке.

Младший возраст -5мин.

Закаливание ребёнка на открытом воздухе проводится во время прогулок. При этом  нужно соблюдать :

Правильную двигательную активность детей

Одежда ребёнка должна соответствовать сезону и обеспечивать свободу движений.

Дети до 4 лет выходят на обычную прогулку зимой  в безветренную погоду при температуре воздуха -15 градусов. При более низких температурах и сильном ветре время прогулки сокращается.

Закаливающие процедуры

-Утренняя гимнастика

-Бодрящая гимнастика после дневного сна

 -Ходьба по массажной дорожке босиком после дневного сна;

-Водные процедуры – мытье рук до локтя после дневного сна;

-В теплое время года:

-дневной сон с открытыми форточками;

-солнечные процедуры.

 -умывание рук до локтей.

Проведение закаливающих процедур после дневного сна в группе.

Температура воздуха в группе  +19-20*

Одежда детей: трусы, майка.

Правила организации физических упражнений:

Количество повторений каждого упражнения – 4-5 раз;

Темп выполнения – медленный;

Характер движений – плавный;

Каждый блок упражнений должен сопровождаться мышечным напряжением и заканчиваться мышечным расслаблением, т.е. ребенок должен чувствовать амплитуду движений.

Дыхание – спокойное, носовое, без задержки в ходе упражнения ( на раз – вдох, на два – выдох);

Упражнения воздействуют:

- на все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук;

-упражнения проводятся на все группы мышц,  включая и глазодвигательные;

-упражнения  начинают проводить, когда ребенок только что проснулся, но еще лежит в кровати, при этом сохраняется возможность для того, чтобы дети просыпались постепенно;

- на последнем этапе используются упражнения на развитие двигательных навыков.

Хождение по массажной дорожке

В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.

По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.

После окончания упражнений, дети выполняют водные процедуры – умывают лицо и руки до локтей.

Общая продолжительность закаливающих процедур -10 минут.

Именно повышение устойчивости и сопротивляемости организма с самого раннего детства путем максимального использования свежего воздуха и воды, закаливания организма, физической культуры, физического труда, спорта, соблюдений Правил личной гигиены (душ, ванны, обтирания), гигиены жилища (свежий воздух, борьба с запыленностью воздуха жилищ), гигиены труда является основой для предупреждения ревматизма и тех очагов инфекций, которые предшествуют его развитию». Закаленный ребенок способен противостоять резким и длительным охлаждениям, он свободно переносит облучение солнечной радиации, становится лучше приспособленным к внезапным переходам от тепла к холоду, к физическим нагрузкам и т. д.

Приступая к закаливанию ребенка, необходимо помнить о некоторых анатомо-физиологических особенностях его организма. При проведении закаливающих процедур, которые создают определенную нагрузку на организм ребенка, надо учитывать приспособительные возможности его физиологических функций.

Терморегуляция у младшего школьного возраста еще недостаточно развита. Дело в том, что у них при малой массе относительно большая поверхность кожи. Этот фактор в сочетании с большим количеством поверхностно расположенных кровеносных сосудов способствует более высокой теплоотдаче, чем у взрослых, что чревато в одних случаях быстрым переохлаждением тела, в других — перегревом организма ребенка.

Заботиться о правильном закаливании детей следует с самого раннего возраста. При этом положительный эффект может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания.

При закаливании детей от родителей требуется достаточное терпение и максимум настойчивости. Однако эта настойчивость ни в коей мере не должна носить характер принуждения.

Закаливание детей можно начинать в любое время года, но проводить его надо круглый год. Выбирая закаливающую процедуру для ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние организма, характер физического и психического развития, реакцию на окружающую обстановку. Состояние ребенка оценивается, исходя из его возраста и ранее перенесенных заболеваний.

Закаливание надо начинать проводить только тогда, когда ребенок здоров. Однако совершенно ошибочно мнение, что закаливание противопоказано детям ослабленным, часто болеющим, с пониженным аппетитом и беспокойным сном.  Напротив,  проводимые под  контролем врача закаливающие процедуры способствуют укреплению здоровья.

Родителям необходимо помнить, что требуется постоянный контроль за здоровьем детей. Консультации по закаливанию детей, особенно раннего возраста, можно получить в кабинете здорового ребенка, который существует при каждой детской поликлинике.

Врач поликлиники, изучив характерные особенности ребенка, его развития, установит дозировку всех видов закаливания. Если малыш ходит в ясли или детский сад, то родителям следует согласовать способы его закаливания с врачом дошкольного учреждения, чтобы были единые подходы к этому важному и нужному делу.

Естественно, для закаливания ребенка широко используются вода, воздух и солнце. При этом гармоничное их сочетание является наиболее эффективным.

Тренируем слуховое внимание

Консультация для родителей

«Тренируем слуховое внимание»

Дмитриева М.А

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

Если невнимательно следить за движениями музыкальных звуков, отвлекаться или говорить, вряд ли можно рассчитывать на понимание серьезной музыки, на то, что музыка станет вашим другом.

Помните, обязательно помните, что музыка всегда начинается с тишины! В ней она рождается и растворяется.

Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним и послушайте тишину. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе не тишина. А, может быть, это особая тишина - звучащая?

 

 

Упражнения для укрепления мышц с использованием фитбол гимнастики

Упражнения для укрепления мышц с использованием фитбол гимнастики

Киршина Я.А

1 Комплекс.

  • Исходное положение - сидя на фитболе, руки к плечам. Выполнение:

1 - руки на фитбол;

2 - вернуться в исходное положение.

  • Исходное положение - стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь.

Выполнение:

1-2 - наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол;

3-4 - вернуться в исходное положение (повторить 5раз) .

  • Исходное положение - сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку.

Выполнение:

1-2 - правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол;

3-4 - вернуться в исходное положение.

То же другой ногой (повторить 3-5 раз) .

  • Исходное положение - сидя на фитболе, руки на поясе. Выполнение:

1-2 - наклон вперед, рукой коснуться правой ноги;

3-4 - вернуться в исходное положение.

То же в другую сторону (повторить 3-4раза) .

  • Исходное положение - сидя на полу спиной к фитболу, придерживая фитбол руками.

Выполнение:

1-2 - выпрямить ноги;

3-4 - согнуть ноги (повторить 4-6раз) .

  • Подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте. Смена направлений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

  1. Стоя, поднять фитбол перед грудью на вытянутых руках, зафиксировать и вернуться в исходное положение.
  2. То же, но фитбол поднять над головой.
  3. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, а левой - снизу и наоборот.
  4. Стоя, перенос фитбола прямыми руками над головой справа налево и наоборот.
  5. Стоя, сжимать «дыхательный» мяч руками перед грудью, над головой, опущенными вниз руками.
  6. Стоя, вращение фитбола на вытянутых руках вправо-влево.
  7. Стоя, сжимать фитбол на вытянутых руках перед грудью, над головой, внизу.
  8. Наклон вперед, фитбол в руках, завести его за голову и вернуться в исходное положение (спина прямая) .
  9. Поворот с фитболом в руках вправо-влево (руки выпрямлены в локтевых суставах) .
  10. То же, но руками при поворотах сжимать фитбол.

И. Наклон вперед, маховые движения прямыми руками с фитболом вверх-вниз.

  1. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, левой -снизу и наоборот.
  2. Те лее движения руками в исходное положение сидя.
  3. Те же движения руками в исходное положение лежа на спине.
  4. Исходное положение - стоя, фитбол лежит на внутренней части предплечий. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, удерживая фитбол руками.
  5. Лежа на животе, руками удерживать фитбол на полу -откатить руками фитбол и вернуть его в исходное положение.
  6. То же, но фитбол приподнять над головой, подержать и опустить.
  7. Исходное положение - стоя, в обеих руках «дыхательные» мячи. Отвести руки с мячами в стороны; а) - до горизонтального уровня; б) - выше горизонтального уровня; в) - по диагонали; г) - руками, имитируя движения лыжника.
  8. Исходное положение - стоя, фитбол в руках за головой. Поднять фитбол над головой за спиной, подержать и опустить.
  9. Исходное положение - стоя, фитбол в опущенных руках за спиной. Сгибая руки, поднять фитбол за спиной вверх и опустить в исходное положение.
  10. Исходное положение - лежа на спине, фитбол в руках перед грудью. Поднять фитбол над головой и опустить.

Закаливание ребенка раннего возраста

«Закаливание ребенка раннего возраста»

Казакова А.С

        Закаливать ребенка раннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.

       Детей надо обязательно закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными  наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.

      Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.

      Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это, прежде всего учет его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

      Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу же после выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции.

      Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

     Детей, которые все время росли в «тепличных» условиях, мало пользовались свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливайте постепенно.

      Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а это иногда делается по шаблону). В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получал ранее.

     По-разному следует подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

    Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.

    Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используют прогулки, игры. Нужно приучать малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепет снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае нужно посоветоваться с врачом.

   Закаливающие процедуры могут быть разными в различные сезоны года. Летом – душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой – обливание ног.

Успехов и здоровья полные кармашки Вам и вашим детям!

Закаливание детей в домашних условиях

«Закаливание детей в домашних условиях»

Ращупкина М.А

     Закаливание - это целая система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных метеорологических условий: холода, тепла, пониженного атмосферного давления.

    Закаливание – это тренировка приспособительных возможностей организма с помощью естественных природных факторов: воды, воздуха, солнца. Закаливаться каким-либо одним фактором трудно. При закаливании на человека действуют различные факторы. Закаливаться можно не только солнцем, воздухом и водой, но и словом и даже пищей (закаливающие диеты, лекарственные травы и т. п.) Закаливание оказывает общеукрепляющее действие, улучшает кровообращение, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ. Организм ребенка получает возможность лучше приспособиться к меняющимся условиям и безболезненно переносить чрезмерное охлаждение, перегревание и другие неблагоприятные воздействия. При повторном и систематическом применении холодной воды происходит усиление образования тепла, повышается температура кожи, утолщается роговой слой, уменьшается интенсивность раздражения находящихся в них рецепторов. Все это повышает адаптацию организма ребенка к низкой температуре. Начинать закаливание можно с любого возраста. Но чем раньше, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закаленные дети прекрасно выглядят, у них хороший аппетит, спокойный сон.

Закаливание детей в раннем возрасте

 «Закаливание детей в раннем возрасте»

Золотарева В.В

Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Закаливание — это комплексный процесс. И первый шаг, который нужно предпринять перед тем, как перейти к процедурам, — наладить режим дня. Только после того, как малыш начнёт жить по режиму, гулять, ложиться спать и правильно питаться, можно начинать программу закаливания. Перед началом закаливающих процедур необходимо проконсультироваться со специалистом.

Самые распространённые методы закаливания детей — это приём солнечных ванн, водные процедуры и свежий воздух. Но есть ли от закаливания ощутимый эффект? И существуют ли какие-то особые правила закаливания для детей? Разберем с вами правила и пользу закаливания.

Чтобы человек как можно дольше оставался здоровым, системы, гармонизирующие состояние организма, должны поддерживать постоянную температуру независимо от изменений в окружающей среде. И правильные закаливающие процедуры способствуют укреплению защитных сил организма.

Систематическая тренировка этих процессов, которой и является закаливание, может помочь гармонизировать работу всего организма. За счёт этого:

  • улучшается работа нервной и эндокринной систем;
  • активизируются обменные процессы: кровообращение, дыхание, изменяется состав крови;
  • повышается общая выносливость организма;
  • сон может стать более спокойным;
  • повышаются устойчивость к метеорологическим факторам и сопротивляемость различным заболеваниям.

Простые, но довольно эффективные методы повышения резервных сил организма, могут включать:

Воздушные ванны

Первой закаливающей процедурой для ребенка могут стать воздушные ванны. Начинать приём надо с небольших интервалов — не более 3–5 минут, в дальнейшем увеличивая время и постепенно снижая температуру. Температура воздуха в комнате для закаливания грудничка должна быть 23 °С, в возрасте от 1 до 3 месяцев — 21 °С, от 3 месяцев до 1 года — 20 °С, старше 1 года — 18 °С.

Закаливание на солнце

Ультрафиолетовые лучи могут активно влиять состояние здоровья. Крайне осторожно нужно выводить на солнце детей в возрасте до трёх лет. Летом рекомендуется проводить световоздушные ванны при температуре 22 °С и выше, а для детей до трёх лет — до 20 °С и лучше в безветренную погоду с 8 до 12 часов дня. Продолжительность варьируется — от 3–5 минут в начале с ежедневным увеличением до 30–40 минут и более. Оптимальное время для прогулок — с 9 до 12 часов дня. Недопустимо пребывание детей на открытом солнце при температуре воздуха 30 °С и выше из-за возможного перегрева.

Водные процедуры

Водные процедуры могут проходить как до, так и после солнечных ванн. По окончании ребёнка обязательно нужно вытереть, даже если температура воздуха высокая.

Начинают закаливание этого типа обычно с влажного обтирания. Оно проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1–2 минуты. Начинать нужно с рук — от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спина до лёгкого покраснения. Начальная температура воды в возрасте 3–4 лет — 32°С, 5–6 лет — 30°С, 6–7 лет — 28°С. Каждые 3–4 дня нужно снижать её на 1 градус, доводя до 18–22°С летом и 22–25°С зимой.

Когда ребёнок адаптируется, от обтираний можно переходить к обливаниям. Действия должны происходить в такой последовательности. После обливания ребёнка вытирают насухо до лёгкого покраснения. Вначале температура воды должна быть 35–37 °С, затем каждые пять дней её снижают на один градус и доводят до 28°С.

Основные правила закаливания для детей:

  1. Систематически проводить закаливающие процедуры во все времена года без перерывов с постепенным увеличением длительности процедур (Если процедура прерывается хотя бы на 10 дней, эффект может исчезнуть, а процедуру необходимо начать заново).
  2. Правильно подбирать время закаливания (Первая процедура закаливания должна длиться не более 15 минут, каждая последующая на 10–15 минут дольше. Её надо начинать не ранее чем через 1,5–2 часа после еды ребёнка и заканчивать за 30 минут приёма пищи. Лучше проводить закаливание в первой половине дня).
  3. Индивидуально подходить к закаливанию каждого ребёнка.
  4. Не допускать переохлаждения (После короткого воздействия холода общее самочувствие ребёнка может улучшиться. Но если процедура слишком длительная, то эффект может быть противоположным. Если ребёнок бледнеет и дрожит, значит, к этой температуре он ещё не адаптирован).
  5. Процедуры закаливания лучше проводить в виде игры на фоне положительных эмоций (Они не должны вызывать у ребёнка дискомфорт и состояние стресса, а приносить положительные эмоции и доставлять удовольствие).

 



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта