Сентябрь

Формирование навыков самообслуживания у детей в семье

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ  В СЕМЬЕ 

                                                                                                Федорова В.В., Едакина А.В. 

Влияние семьи особенно велико в воспитании у ребёнка навыков самообслуживания. Воспитательные возможности самообслуживания в быту не ограничивается только практическими навыками. В процессе руководства самообслуживанием у ребёнка можно воспитать у ребёнка стремление к аккуратности, привычку к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результата.

  1. Условия, необходимые для формирования у детей в семье навыков самообслуживания.

Необходимо создать в семье обстановку, обеспечивающую детям   возможность не только действовать необходимым образом. Но и вызывать у них положительные эмоции, постепенно превращая действия по самообслуживанию в привычку действовать самостоятельно.

Условия, с помощью которых добиваются, чтобы ребёнок одевался самостоятельно.

         Чтобы ребёнок мог сам брать и вешать свою верхнюю одежду, ему выделяют вешалку, соответствующую его росту. Для носовых платков, носков отводят индивидуальную полку или место на полке в нижней части шкафа. Следует приобрести детские вешалки-плечики. Пользоваться ими удобно, практично, эстетически целесообразно.

         Укладываясь в постель, ребёнок должен привыкнуть аккуратно складывать одежду в определённое место. Лучше, если это будет соответствующего размера стул. Постоянным должно быть место хранения ночной рубашки или пижамы. Хорошо, если это специальный мешочек. Отдельно должна храниться обувь ребёнка, это важно с воспитательной и гигиенической точки зрения.

         Самостоятельность детей в одевании  и раздевании зависит и от того, каковы сами предметы туалета. Так, ребёнка легче приучить застёгивать пальто, если петли соответствуют размеру пуговицы. Неудобны платья, кофточки, застёгивающиеся на спине. Затрудняют действия детей различные шнуровки, пояса со сложными замками. Рукава должны легко засучиваться, быть либо на резинке, либо с удобно застёгивающимися манжетами.

         Резинки на юбках, трусах, колготках, штанах нужно делать достаточно свободными, чтобы они не давили на тело, позволяли свободно одевать и снимать одежду. Необходимо следить и затем,  чтобы шнурки на ботинках, туфлях, сапожках всегда были с твёрдыми наконечниками, а обувь легко надевалась и снималась.

         Важно постепенно приучать детей заботиться о своих вещах. Для этого прежде всего хорошо определить место, где малыши могут разложить намокшую на прогулке одежду, взять одёжную, обувную щётки, веник для стряхивания снега.

Условия, необходимые для того, чтобы дети самостоятельно умывались и мыли руки.

         Прежде всего нужно, чтобы ребёнку было удобно умываться и мыть руки. Целесообразно сделать устойчивую подставку под раковину. Хорошо, когда у детей дома есть не только индивидуальная щётка и паста для чистки зубов, но и отдельная мыльница, куда кладут половинку куска  туалетного мыла. Это удобно и гигиенично. В 3-4 года ребёнка приучают чистить зубы. При покупке туалетных принадлежностей, зубной щётки, пасты нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркой окраске, красивой этикетке и т.д.

         Малыш без напоминания вешает полотенце на место, если оно постоянно и удобно. Если в семье 2-3 ребёнка. Хорошо подобрать для них полотенца разного цвета, орнамента. Удобный для ребёнка размер полотенца 40-50 см в ширину и 60-70 в длину.

Условия, обеспечивающие самостоятельность ребёнка в еде.

         Если в семье нет специальной мебели для ребёнка, стул, на котором он сидит, необходимо привести в соответствие с ростом ребёнка. Под ноги нужно сделать подставку. Если ноги ребёнка «навесу», он утомляется, вертится, капризничает, пытается влезть на стул с ногами.

         Столовый прибор (тарелка, чашка, вилка, ложка) должны быть небольшого размера. Детская порция, поданная во взрослой посуде, создаёт у малыша неверное представление о количестве пищи, выглядит не эстетично. Компот, кофе, чай ребёнку подают в чашке, поставленной на блюдце. Хлеб нарезают мелкими ломтиками (на 4 части). На столе на доступном для ребёнка расстоянии, ставят хлебницу, салфетницу. Чтобы дети помогали накрывать стол, необходимо посуду, ложки, вилки, другие предметы раскладывать так, чтобы доставая их, детям не приходилось тянуться.

2.Приёмы и методы формирования у детей навыков самообслуживания в семье.

         Дети уже многого достигают в самообслуживании. С небольшой помощью они снимают и одевают одежду в определённой последовательности. Значительнее совершенствуется навык мытья рук, умывания, дети самостоятельно умываются, засучив рукава, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, без напоминания пользоваться личным полотенцем, вешать его на место. Самостоятельными дети становятся и в процессе  еды, едят самостоятельно, аккуратно, тщательно пережёвывают пищу с закрытым ртом, пользуются салфеткой, учатся правилам завершения процесса еды. Нельзя выходить из-за стола с полным ртом, с куском хлеба в руках. По окончании еды нужно поблагодарить, тщательно вытереть салфеткой губы, пальцы, вставая, тихо задвинуть стул, не мешая тем, кто ещё не закончил есть.

         Если ребёнок ещё не усвоил каких-то навыков, не нужно заставлять его их выполнять, не научив предварительно необходимым действиям. Неудачи огорчают детей, они перестают верить в свои силы. Неоднократное повторение неудавшихся попыток , особенно сопровождаемое порицанием или наказанием, может сформировать стойкое нежелание действовать самостоятельно.

         Вместе с тем невозможность выполнять в семье правила, усвоенные в детском саду, вызывает у детей чувство недовольства. Прежде чем требовать от  ребёнка самостоятельности в самообслуживании, нужно научить его действиям, необходимым в процессе одевания, водных процедур, принятия пищи. Нужно помогать ему выполнять необходимые действия, непосредственно принимая в них участие, то есть показывать пример. Обращать внимании детей следует и на рациональность действий.

         Обучая детей выполнению необходимых действий, родителям следует учитывать их опыт. Очень важна последовательность в обучении. Последовательное усложнение требований, постепенный перевод ребёнка на новую степень самостоятельности поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать свои действия. Лишение возможности действовать самостоятельно, отсутствие требований к умению обслужить себя, постоянная опека над ребёнком не только задерживает развитие, но и часто ведёт к эмоциональным срывам в поведении, дети либо перевозбуждаются, либо становятся пассивными.

         Умение себя обслуживать закрепляется повторением.  Нужно следить, чтобы ребёнок в определённой последовательности выполнял одну и ту же процедуру, необходимо не только неоднократно повторять в действии, объяснять, но и упражнять его в этом.

         Известно, что знание, как нужно поступать и даже умение делать всё правильно не всегда влечёт за собой желаемое поведение. Так, ребёнок отлично знает свои действия, умеет всё делать , но не хочет. Почему? Эту обязанность выполняет за него мама. Или это влияние примера поведения старших братьев, сестёр. Особенно в этом отношении следует обратить внимание на возможность нежелательного подражания им. Ребёнок должен научиться действовать правильно, это может стать правилом на долгие годы.

В  самооблуживании нужно научить детей доводить дело до конца и выполнять его качественно. Может случиться так, что ребёнку, освоившему какие-то действия, надоест их выполнять. В таком случае заинтересовать его можно поручением, выполнение которого связано с этим действием. Если родители, давая ребёнку какие-то задания по самообслуживанию, забывают об этом или вспоминают периодически, ребёнок привыкает к необязательности их выполнения.

         Для ребёнка  результат его усилий прежде всего становится значимым в оценке взрослого. Поэтому хорошему настроению, желанию, старанию сделать что-то самому способствует прежде всего одобрение родителей.

Как приучить ребенка к горшку

 «Как приучить ребенка к горшку»

Панфилова О.М

 Одной из самых сложных проблем для родителей является процесс приучения малыша к горшку.

   Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Некоторые считают, что малыша надо высаживать на горшок, как только он научится сидеть, но при этом не полностью сажать, а держать на весу. Противники подобно метода говорят о том, что ребенок, таким образом, не учится отправлять естественные потребности, а лишь реагирует на звуковую команду. Многие родители в наше время предпочитают пользоваться памперсами и ждать, пока малыш «дозреет» до желания самому сесть на горшок. В любом случае проведение некоторой подготовки к процессу не помешает.

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Есть несколько важных моментов, которые нужно учесть. Когда Вы впервые будете высаживать малыша на горшок он должен быть сухим и теплым. Не давайте ребенку игрушек и не держите его на горшке дольше 7 минут. Ни в коем случае не заставляйте малыша, если он не хочет. У него должно быть хорошее настроение и, желательно, пример для подражания. В определенный момент малыш заинтересуется, что делают взрослые в туалете? Кроме того, важно знать, когда он обычно делает свои «большие и маленькие дела», и стараться высаживать его именно в это время. Часто ребенок хочет в туалет в следующие моменты: после сна, после еды, после прогулки. Если Вы чувствуете, что малыш давно не ходил в туалет, предложите ему горшок. Ребенок может заиграться и не понять, что ему хочется.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

  1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
  2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
  3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к  формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

- установление более-менее стабильного режима дефекации;

- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

- знание частей тела и названий предметов одежды;

- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

Однажды малыш обязательно даст Вам понять, что ему мокро и неуютно, а может быть, даже сам снимет штанишки. Не скупитесь на похвалы, ведь каждое его маленькое достижение на самом деле является большой победой и шагом во «взрослую» жизнь.

Самым маленьким помогут короткие забавные стихи. Ритмичная речь легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции. Это позволит в дальнейшем обойтись без негативного отношения к горшку.

Прыг-скок, прыг-скок,

Мы присядем на горшок.

Мы поели, мы попили,

Про него чуть не забыли!

Послушные детишки

Сделают делишки:

«А-а-а» и «пись-пись-пись».

Только ты не торопись!

 Начинаем наш урок.

Это что стоит? Горшок!

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:

Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?

Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.

Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.

Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.

Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.

Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек... Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать... Куда надо писать (какать)?».

Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но, ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!

Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна, а также после еды.

Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.

 

Самообслуживание в жизни ребенка

«Самообслуживание в жизни ребенка»

 Антонова Е.В

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.

Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.

Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным, один и тот же способ одну и ту же последовательность действий.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Чтобы с самого раннего возраста дети работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей, является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста

 Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста

Попова Е.А

Цель – активизация мышц языка, губ, нижней челюсти.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно.

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

  1. С 2-3 недель до 2,5-3 мес. – упражнения, основанные на безусловных рефлексах.

а) Стимуляция хоботкового рефлекса. Легкое надавливание или похлопывание пальцами по губам ребенка – вызываем вытягивание губ вперед.

б) Стимуляция поискового рефлекса. Попеременное надавливание пальцем на угол рта (левый и правый)

Пассивная артикуляционная гимнастика (от 2-3 недель до 12 месяцев).

Губы:                                                                                                         

  1. Оттягивание нижней губы с обнажением десен.
  2. Поднимание верхней губы с обнажением десен.
  3. Большой и указательный пальцы правой руки и большой и указательный палец левой руки за середину губ – оттягивать вперед – одновременно и отпускать.
  4. Большим и указательным пальцами захватить среднюю часть верхней губы и сделать круговые движения по часовой стрелке 1-2-3 и против часовой стрелки.
  5. То же самое с нижней губой.
  6. Растягивание губ в улыбку.
  7. Собирание губ в хоботок.

Для языка: (от 2-3 недель)

  1. В положении на животе – захватить в салфетку язык ребенка и производить качающие движения языком на счет 1-2-3 (2-3 раза).
  2. Надавливание на кончик языка шпателем, вызывая его продвижение кзади и подъем спинки.
  3. Отклонять язык из стороны в сторону от средней линии шпателем.
  4. Поднимание языка кверху шпателем под язык 2-3 р.

Для активизации мышц глотки:

  1. И.п. – ребенок на животе.
  2. Закрыть ребенку нос, глубокий вдох через рот сильной струей толкает небную занавеску.

Расслабление мышц языка:

  1. Вибрирующий массаж в подчелюстной ямке (5 сек).
  2. Вибрирующий массаж по углам челюсти двумя указательными пальцами (5 сек).
  3. Похлопывание, поглаживание кончика языка шпателем (5 сек).

Укрепление язычной мускулатуры:

  1. От середины спинки языка к кончику - поглаживание шпателем, щеткой, пальцем.
  2. Ритмичное надавливание шпателем или пальцем для укрепления вертикальной мышцы языка.
  3. Горизонтальные движения шпателем по языку.
  4. Толкание языка из стороны в сторону.
  5. Покалывание краев языка зубной щеткой; не задевая слизистой.

Пассивная артикуляционная гимнастика с сопротивлением (от 6 месяцев)

Для губ:

  1. Сблизить губы в «трубочку» – позу держать до оказания ребенком сопротивления.
  2. Растянуть губы в «улыбке» – позу держать до оказания ребенком сопротивления.

Для языка:

  1. Шпателем надавить на кончик языка, вызывая его продвижение сзади и подъем спинки языка – позу держать до сопротивления.
  2. Шпателем отклонить язык вправо – позу держать до сопротивления, затем влево.
  3. Шпателем подвести под язык, поднять его кверху – позу держать до сопротивления.

Артикуляционная гимнастика с предметами (от 10-11 мес.)

  1. Захват трубок разного диаметра (от 3 до 5 раз).
  2. Выталкивать салфетку из-за щек (3-4раз).
  3. От 11 месяцев – игра с различными шариками, пуговицами, пробками.

Активная артикуляционная гимнастика с пищевым подкреплением (от 6 месяцев)

Для губ:

Побуждать тянуться к соске, пище, шпателю с вареньем (3-5 раз).

Для языка:

Слизывать сироп с нижней губы, верхней тянуться к шпателю с сиропом,    находить справа, слева (3-5 раз).

Для небно-глоточного затвора (от 4 мес.)

Маленькие глотки питья из чашки, ложки.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Задачами артикуляционной гимнастики являются:

1.Активизация мышц артикуляционного аппарата.

2.Увеличение подвижности мышц, объема выполняемых движений, быстроту переключения с одного движения на другое.

3.Улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость).

4.Уменьшение спастичности артикуляционных органов.

Виды: активная и пассивная, традиционная и нетрадиционная.

Задачи артикуляционной гимнастики по органам артикуляции

Орган артикуляции

Задачи гимнастики

Губы

Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.

 

 

Язык

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д

 

Щеки

Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.

Нижняя челюсть

Развивать подвижность нижней челюсти.

 

Мягкое небо

Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

                                     Картотека упражнений

      Название упражнения

    Описание упражнения

Стих для проведения упражнения

«Улыбочка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Широка Нева-река.

И улыбка широка.

Зубки все мои видны-

 От краев и до десны.

«Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке «у-у-у».

«Домик»

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрытью

Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит.

«Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз.

Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» — Удивляется народ.

 

 

«Лягушонок»

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Ниже нижнюю губу,

 Опущу я, как смогу.

«Зайчик»

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав.

«Горка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит.

«Окошко»

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд.

Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.

«Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

«Чашка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

Как будто варенье лежит на губе,

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Мишка очень любит мед –

Это знает весь народ.

«Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Можно покусать кончик или середину языка. Или покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та».

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

 И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

«Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Поперек улыбки лёг – Отдыхает язычок.

                              Примеры проведения артикуляционной гимнастики

       Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у детей что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.

фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»

Котик Рыжик стал скучать –                                                                                    (Зевают).

 Не с кем дома поиграть.                                                                                    (Улыбаются).      

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!   

Рыжик лапки причесал,            («Протаскивают» язык между зубами вперед-назад).

Язычком их облизал,                                    (Облизывают рот по часовой стрелке).

Влево-вправо потянулся                 (Сильно высовывают язык то вправо, то влево).

И, конечно, улыбнулся.                                                                        (Улыбаются).

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души!                                                                 (Хлопают в ладоши).

 

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч.                                  (Тянут кончик языка вверх к носу).

Покатаем мяч по полю,                             (Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики»).

 А потом помчимся вскачь!   Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Круглый обруч мы возьмем

И крутить его начнем.                        (Округляют рот, словно произнося букву «о»).

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!                 (Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз.

 

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал.                        (Дети потягиваются).

Дома на кроватке

Спит котенок сладко.                          (Дети кладут голову на сложенные ладошки).

                             Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала.

Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий. Кубики для артикуляционной гимнастики и смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики. На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки на третьем кубике — 1пражнения для развития языка и губ на втором кубике — упражнения для развития корня и кончика языка.

Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы — образцы выполнения задания. Использование наглядного материала помогает заинтересовать ребенка при выполнении гимнастики.     Самый эффективный и современный дидактический материал — логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию. Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы.  Какую игрушку приобрести — не важно. Можно даже сделать её своими руками. Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее. Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать.

Навыки самообслуживания


Консультация для родителей  «Навыки самообслуживания»

 Ращупкина М.А

Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь для того, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.

Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста:
1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.
2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);
3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помочью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4. Навыки опрятности: умение пользоваться туалетом и туалетной бумагой;
5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

Рекомендации родителям:

  1. Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка.
    Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность.
    Приведем пример:
    Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытереться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце осталось чистым после того, как ребенок вытерся, значит, он умылся хорошо.
    3. В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на вас.
    4. При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным.
    5. После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.
    6. Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише»)
    7. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.
    8. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование).
    Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.
    9. Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными.
    10. Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.
    Например, одевание штанишек может выглядеть так:
    - сядь на стульчик;
    - возьми брюки обеими руками за поясок;
    - подними ногу и вдень ее в одну штанину;
    - поставь ногу на пол;
    - подними вторую ногу и вдень ее в другую штанину;
    - встань и подтяни брюки обеими руками.
    11. Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.
    12. При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
    Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.

 



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта