Формирование навыков самообслуживания у детей в семье
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Федорова В.В., Едакина А.В.
Влияние семьи особенно велико в воспитании у ребёнка навыков самообслуживания. Воспитательные возможности самообслуживания в быту не ограничивается только практическими навыками. В процессе руководства самообслуживанием у ребёнка можно воспитать у ребёнка стремление к аккуратности, привычку к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результата.
- Условия, необходимые для формирования у детей в семье навыков самообслуживания.
Необходимо создать в семье обстановку, обеспечивающую детям возможность не только действовать необходимым образом. Но и вызывать у них положительные эмоции, постепенно превращая действия по самообслуживанию в привычку действовать самостоятельно.
Условия, с помощью которых добиваются, чтобы ребёнок одевался самостоятельно.
Чтобы ребёнок мог сам брать и вешать свою верхнюю одежду, ему выделяют вешалку, соответствующую его росту. Для носовых платков, носков отводят индивидуальную полку или место на полке в нижней части шкафа. Следует приобрести детские вешалки-плечики. Пользоваться ими удобно, практично, эстетически целесообразно.
Укладываясь в постель, ребёнок должен привыкнуть аккуратно складывать одежду в определённое место. Лучше, если это будет соответствующего размера стул. Постоянным должно быть место хранения ночной рубашки или пижамы. Хорошо, если это специальный мешочек. Отдельно должна храниться обувь ребёнка, это важно с воспитательной и гигиенической точки зрения.
Самостоятельность детей в одевании и раздевании зависит и от того, каковы сами предметы туалета. Так, ребёнка легче приучить застёгивать пальто, если петли соответствуют размеру пуговицы. Неудобны платья, кофточки, застёгивающиеся на спине. Затрудняют действия детей различные шнуровки, пояса со сложными замками. Рукава должны легко засучиваться, быть либо на резинке, либо с удобно застёгивающимися манжетами.
Резинки на юбках, трусах, колготках, штанах нужно делать достаточно свободными, чтобы они не давили на тело, позволяли свободно одевать и снимать одежду. Необходимо следить и затем, чтобы шнурки на ботинках, туфлях, сапожках всегда были с твёрдыми наконечниками, а обувь легко надевалась и снималась.
Важно постепенно приучать детей заботиться о своих вещах. Для этого прежде всего хорошо определить место, где малыши могут разложить намокшую на прогулке одежду, взять одёжную, обувную щётки, веник для стряхивания снега.
Условия, необходимые для того, чтобы дети самостоятельно умывались и мыли руки.
Прежде всего нужно, чтобы ребёнку было удобно умываться и мыть руки. Целесообразно сделать устойчивую подставку под раковину. Хорошо, когда у детей дома есть не только индивидуальная щётка и паста для чистки зубов, но и отдельная мыльница, куда кладут половинку куска туалетного мыла. Это удобно и гигиенично. В 3-4 года ребёнка приучают чистить зубы. При покупке туалетных принадлежностей, зубной щётки, пасты нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркой окраске, красивой этикетке и т.д.
Малыш без напоминания вешает полотенце на место, если оно постоянно и удобно. Если в семье 2-3 ребёнка. Хорошо подобрать для них полотенца разного цвета, орнамента. Удобный для ребёнка размер полотенца 40-50 см в ширину и 60-70 в длину.
Условия, обеспечивающие самостоятельность ребёнка в еде.
Если в семье нет специальной мебели для ребёнка, стул, на котором он сидит, необходимо привести в соответствие с ростом ребёнка. Под ноги нужно сделать подставку. Если ноги ребёнка «навесу», он утомляется, вертится, капризничает, пытается влезть на стул с ногами.
Столовый прибор (тарелка, чашка, вилка, ложка) должны быть небольшого размера. Детская порция, поданная во взрослой посуде, создаёт у малыша неверное представление о количестве пищи, выглядит не эстетично. Компот, кофе, чай ребёнку подают в чашке, поставленной на блюдце. Хлеб нарезают мелкими ломтиками (на 4 части). На столе на доступном для ребёнка расстоянии, ставят хлебницу, салфетницу. Чтобы дети помогали накрывать стол, необходимо посуду, ложки, вилки, другие предметы раскладывать так, чтобы доставая их, детям не приходилось тянуться.
2.Приёмы и методы формирования у детей навыков самообслуживания в семье.
Дети уже многого достигают в самообслуживании. С небольшой помощью они снимают и одевают одежду в определённой последовательности. Значительнее совершенствуется навык мытья рук, умывания, дети самостоятельно умываются, засучив рукава, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, без напоминания пользоваться личным полотенцем, вешать его на место. Самостоятельными дети становятся и в процессе еды, едят самостоятельно, аккуратно, тщательно пережёвывают пищу с закрытым ртом, пользуются салфеткой, учатся правилам завершения процесса еды. Нельзя выходить из-за стола с полным ртом, с куском хлеба в руках. По окончании еды нужно поблагодарить, тщательно вытереть салфеткой губы, пальцы, вставая, тихо задвинуть стул, не мешая тем, кто ещё не закончил есть.
Если ребёнок ещё не усвоил каких-то навыков, не нужно заставлять его их выполнять, не научив предварительно необходимым действиям. Неудачи огорчают детей, они перестают верить в свои силы. Неоднократное повторение неудавшихся попыток , особенно сопровождаемое порицанием или наказанием, может сформировать стойкое нежелание действовать самостоятельно.
Вместе с тем невозможность выполнять в семье правила, усвоенные в детском саду, вызывает у детей чувство недовольства. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, нужно научить его действиям, необходимым в процессе одевания, водных процедур, принятия пищи. Нужно помогать ему выполнять необходимые действия, непосредственно принимая в них участие, то есть показывать пример. Обращать внимании детей следует и на рациональность действий.
Обучая детей выполнению необходимых действий, родителям следует учитывать их опыт. Очень важна последовательность в обучении. Последовательное усложнение требований, постепенный перевод ребёнка на новую степень самостоятельности поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать свои действия. Лишение возможности действовать самостоятельно, отсутствие требований к умению обслужить себя, постоянная опека над ребёнком не только задерживает развитие, но и часто ведёт к эмоциональным срывам в поведении, дети либо перевозбуждаются, либо становятся пассивными.
Умение себя обслуживать закрепляется повторением. Нужно следить, чтобы ребёнок в определённой последовательности выполнял одну и ту же процедуру, необходимо не только неоднократно повторять в действии, объяснять, но и упражнять его в этом.
Известно, что знание, как нужно поступать и даже умение делать всё правильно не всегда влечёт за собой желаемое поведение. Так, ребёнок отлично знает свои действия, умеет всё делать , но не хочет. Почему? Эту обязанность выполняет за него мама. Или это влияние примера поведения старших братьев, сестёр. Особенно в этом отношении следует обратить внимание на возможность нежелательного подражания им. Ребёнок должен научиться действовать правильно, это может стать правилом на долгие годы.
В самооблуживании нужно научить детей доводить дело до конца и выполнять его качественно. Может случиться так, что ребёнку, освоившему какие-то действия, надоест их выполнять. В таком случае заинтересовать его можно поручением, выполнение которого связано с этим действием. Если родители, давая ребёнку какие-то задания по самообслуживанию, забывают об этом или вспоминают периодически, ребёнок привыкает к необязательности их выполнения.
Для ребёнка результат его усилий прежде всего становится значимым в оценке взрослого. Поэтому хорошему настроению, желанию, старанию сделать что-то самому способствует прежде всего одобрение родителей.