Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста

 Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста

Попова Е.А

Цель – активизация мышц языка, губ, нижней челюсти.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно.

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

  1. С 2-3 недель до 2,5-3 мес. – упражнения, основанные на безусловных рефлексах.

а) Стимуляция хоботкового рефлекса. Легкое надавливание или похлопывание пальцами по губам ребенка – вызываем вытягивание губ вперед.

б) Стимуляция поискового рефлекса. Попеременное надавливание пальцем на угол рта (левый и правый)

Пассивная артикуляционная гимнастика (от 2-3 недель до 12 месяцев).

Губы:                                                                                                         

  1. Оттягивание нижней губы с обнажением десен.
  2. Поднимание верхней губы с обнажением десен.
  3. Большой и указательный пальцы правой руки и большой и указательный палец левой руки за середину губ – оттягивать вперед – одновременно и отпускать.
  4. Большим и указательным пальцами захватить среднюю часть верхней губы и сделать круговые движения по часовой стрелке 1-2-3 и против часовой стрелки.
  5. То же самое с нижней губой.
  6. Растягивание губ в улыбку.
  7. Собирание губ в хоботок.

Для языка: (от 2-3 недель)

  1. В положении на животе – захватить в салфетку язык ребенка и производить качающие движения языком на счет 1-2-3 (2-3 раза).
  2. Надавливание на кончик языка шпателем, вызывая его продвижение кзади и подъем спинки.
  3. Отклонять язык из стороны в сторону от средней линии шпателем.
  4. Поднимание языка кверху шпателем под язык 2-3 р.

Для активизации мышц глотки:

  1. И.п. – ребенок на животе.
  2. Закрыть ребенку нос, глубокий вдох через рот сильной струей толкает небную занавеску.

Расслабление мышц языка:

  1. Вибрирующий массаж в подчелюстной ямке (5 сек).
  2. Вибрирующий массаж по углам челюсти двумя указательными пальцами (5 сек).
  3. Похлопывание, поглаживание кончика языка шпателем (5 сек).

Укрепление язычной мускулатуры:

  1. От середины спинки языка к кончику - поглаживание шпателем, щеткой, пальцем.
  2. Ритмичное надавливание шпателем или пальцем для укрепления вертикальной мышцы языка.
  3. Горизонтальные движения шпателем по языку.
  4. Толкание языка из стороны в сторону.
  5. Покалывание краев языка зубной щеткой; не задевая слизистой.

Пассивная артикуляционная гимнастика с сопротивлением (от 6 месяцев)

Для губ:

  1. Сблизить губы в «трубочку» – позу держать до оказания ребенком сопротивления.
  2. Растянуть губы в «улыбке» – позу держать до оказания ребенком сопротивления.

Для языка:

  1. Шпателем надавить на кончик языка, вызывая его продвижение сзади и подъем спинки языка – позу держать до сопротивления.
  2. Шпателем отклонить язык вправо – позу держать до сопротивления, затем влево.
  3. Шпателем подвести под язык, поднять его кверху – позу держать до сопротивления.

Артикуляционная гимнастика с предметами (от 10-11 мес.)

  1. Захват трубок разного диаметра (от 3 до 5 раз).
  2. Выталкивать салфетку из-за щек (3-4раз).
  3. От 11 месяцев – игра с различными шариками, пуговицами, пробками.

Активная артикуляционная гимнастика с пищевым подкреплением (от 6 месяцев)

Для губ:

Побуждать тянуться к соске, пище, шпателю с вареньем (3-5 раз).

Для языка:

Слизывать сироп с нижней губы, верхней тянуться к шпателю с сиропом,    находить справа, слева (3-5 раз).

Для небно-глоточного затвора (от 4 мес.)

Маленькие глотки питья из чашки, ложки.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Задачами артикуляционной гимнастики являются:

1.Активизация мышц артикуляционного аппарата.

2.Увеличение подвижности мышц, объема выполняемых движений, быстроту переключения с одного движения на другое.

3.Улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость).

4.Уменьшение спастичности артикуляционных органов.

Виды: активная и пассивная, традиционная и нетрадиционная.

Задачи артикуляционной гимнастики по органам артикуляции

Орган артикуляции

Задачи гимнастики

Губы

Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.

 

 

Язык

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д

 

Щеки

Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.

Нижняя челюсть

Развивать подвижность нижней челюсти.

 

Мягкое небо

Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

                                     Картотека упражнений

      Название упражнения

    Описание упражнения

Стих для проведения упражнения

«Улыбочка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Широка Нева-река.

И улыбка широка.

Зубки все мои видны-

 От краев и до десны.

«Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке «у-у-у».

«Домик»

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрытью

Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит.

«Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз.

Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» — Удивляется народ.

 

 

«Лягушонок»

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Ниже нижнюю губу,

 Опущу я, как смогу.

«Зайчик»

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав.

«Горка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит.

«Окошко»

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд.

Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.

«Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

«Чашка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

Как будто варенье лежит на губе,

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Мишка очень любит мед –

Это знает весь народ.

«Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Можно покусать кончик или середину языка. Или покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та».

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

 И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

«Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Поперек улыбки лёг – Отдыхает язычок.

                              Примеры проведения артикуляционной гимнастики

       Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у детей что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.

фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»

Котик Рыжик стал скучать –                                                                                    (Зевают).

 Не с кем дома поиграть.                                                                                    (Улыбаются).      

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!   

Рыжик лапки причесал,            («Протаскивают» язык между зубами вперед-назад).

Язычком их облизал,                                    (Облизывают рот по часовой стрелке).

Влево-вправо потянулся                 (Сильно высовывают язык то вправо, то влево).

И, конечно, улыбнулся.                                                                        (Улыбаются).

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души!                                                                 (Хлопают в ладоши).

 

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч.                                  (Тянут кончик языка вверх к носу).

Покатаем мяч по полю,                             (Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики»).

 А потом помчимся вскачь!   Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Круглый обруч мы возьмем

И крутить его начнем.                        (Округляют рот, словно произнося букву «о»).

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!                 (Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз.

 

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал.                        (Дети потягиваются).

Дома на кроватке

Спит котенок сладко.                          (Дети кладут голову на сложенные ладошки).

                             Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала.

Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий. Кубики для артикуляционной гимнастики и смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики. На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки на третьем кубике — 1пражнения для развития языка и губ на втором кубике — упражнения для развития корня и кончика языка.

Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы — образцы выполнения задания. Использование наглядного материала помогает заинтересовать ребенка при выполнении гимнастики.     Самый эффективный и современный дидактический материал — логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию. Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы.  Какую игрушку приобрести — не важно. Можно даже сделать её своими руками. Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее. Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать.



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта