Консультация для родителей: «Воспитание усидчивости».

Консультация для родителей: «Воспитание усидчивости»

Родители не редко сетуют на то, что ребенок неусидчив, не способен усидеть на одном месте, занимаясь одним делом. Такой малыш может бросить интересную игру или даже любимое занятие, так и не доделав его до конца, при этом демонстрируя готовность взяться уже за новое. Неусидчивый ребенок редко дослушает сказку до конца, дорисует свой «шедевр», ему сложно сконцентрироваться на каком-то одном деле, в особенности если рядом возникают отвлекающие факторы, на которые он то и дело переключает свое внимание. Столкнувшись с подобной проблемой, родители начинают искать способы, как сделать так, чтобы ребенок стал более усидчивым.

Под УСИДЧИВОСТЬЮ принято понимать качество личности, благодаря которому человек способен продолжительное время, без отрыва, сидеть и прилежно, с усердием выполнять какую-либо работу. Ребенок не появляется на свет с этим качеством, но по мере взросления может его в себе развить (воспитать). Усидчивость нельзя совершенствовать без развития внимания, поскольку они связаны между собой. Взрослому человеку проще контролировать себя, свое поведение, в то время как, маленький ребенок, в силу своего возраста и физиологических особенностей, не может  долго оставаться внимательным, он с легкостью отвлекается, быстро меняет одну сферу деятельности на другую; внимание дошкольника отличается неустойчивостью и непроизвольностью.

Выделяют несколько причин развития неусидчивости.

  1. Ребенок теряет интерес к игрушке, игре, занятию. Если так произошло, малыш не поддастся ни на какие уговоры, чтобы вернуться к наскучивавшему ему делу.
  2. Ребенок не уверен в себе, своих способностях. Одна яркая неудача (если чадо однажды не справилось с каким-либо делом) может повлиять на самооценку, и ребенок будет снова и снова убегать от выполнения той или иной задачи из-за страха столкнуться с ситуацией неуспеха.
  3. У ребенка наличествует определенное неврологическое заболевание, которое может спровоцировать патологическое поведение, хроническую неусидчивость. В результате чего малыш рискует превратиться в вечный двигатель, который ни на минуту не может успокоиться, занять себя чем-либо. Родители такого малыша отмечают, что он только и делает, что вертится, крутится как волчок, норовит куда-то залезть, убежать. В таком случае без помощи специалистов (психолога, невролога) не обойтись, только они дадут четкие рекомендации по коррекции поведения и пропишут соответствующее лечение.

В большинстве случаев родители могут своими силами развить в своем ребенке усидчивость. Приведем несколько советов.

  • Уделите особое внимание режиму дня, старайтесь заниматься, играть или гулять с малышом в одно и то же время. Обеспечьте ребенку полноценный сон. Если чадо не будет высыпаться, то не сможет контролировать себя, концентрироваться на чем-либо, а в конце дня малыш начнет демонстрировать неуправляемость и капризы.
  • Если у ребенка слишком много игрушек, старайтесь давать ему для одной игры несколько и обязательно демонстрируйте, как с ними играть.
  • В процессе игры или выполняя задания, следите за тем, чтобы у ребенка не рассеивалось внимание, для этого, сократите число отвлекающих факторов: отключите телевизор, компьютер, любые гаджеты, уберите из поля зрения яркие картинки, игрушки, интересные книги, фотографии.
  • Уделяйте больше времени тем видам деятельности, которые в большей степени воспитывают усидчивость, требуют концентрации внимания. К таким можно отнести: лепку, бисероплетение, аппликацию, рисование, конструирование.
  • Важно вовремя уловить момент, когда ребенок, при выполнении того или иного задания, устал. Если малыш пожаловался на усталость, предложите ему сделать перерыв, и возобновить свою деятельность, когда к нему вернуться силы и настрой. Разбивайте задачи на несколько небольших частей, не давайте излишне сложных инструкций. Ставьте перед чадом задачи, которые будут соответствовать его способностям, откажитесь от завышенных требований к нему.
  • Старайтесь подбирать для ребенка задания, ориентированные не только на его возрастные особенности, но и на предпочтения (любимые мультфильмы, герои сказок и т.д.), дабы чадо быстро не потеряло интерес.
  • Как можно чаще хвалите малыша, даже за незначительные достижения. При возникновении первых трудностей, настраивайте чадо на результат, демонстрируйте веру в его силы. Приведите в пример известные пословицы о терпении и труде, с объяснением их смысла.
  • Важно, чтобы ребенок понимал, что после того, как его деятельность завершится, ему предстоит убрать все игрушки, канцелярские принадлежности по своим местам.
  • В общении с ребенком, в процессе совместной деятельности воздержитесь от криков, угроз, приказного тона; ребенок должен слышать от вас просьбу, но не приказ.
  • Исключите из своей речи слова, с ярко выраженной негативной окраской. Вместо отрывистых фраз: «Не отвлекайся!», «Хватит смотреть по сторонам!», примените к ребенку нейтрально окрашенные доброжелательные высказывания: «Постарайся закончить этот рисунок», «Как только ты заштрихуешь эти фигуры, мы с тобой поиграем».
  • Главный совет – требуйте от чада (но не в жесткой форме) чтобы любое дело он доводил до своего логического завершения. Сами не придерживайтесь принципа «И так сойдет!», и не позволяйте следовать ему остальным домочадцам. Перед ребенком должен быть достойный пример для подражания.


© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта