Как учить стихи с ребенком - дошкольником.

Как учить стихи с ребенком - дошкольником

Существует множество приемов и рекомендаций по заучиванию стихотворений с детьми, которые родители могут взять на заметку.

  1. 1.                  Рисуем

Отведите под тексты стихотворений, которые вы уже выучили или начали учить, специальную папку. Оформите ее соответствующим образом, в этом вам может помочь ребенок: предложите ему украсить обложку папки рисунками, аппликациями, картинками, вырезанными из журналов. Уместно вставить в папку портреты поэтов. Ребёнку будет интересно узнать несколько интересных фактов из биографии каждого поэта (подобную информацию можно раздобыть в интернете).

Каждое новое стихотворение, которое вы разучиваете, дополните иллюстрациями вашего малыша. Если у ребенка отсутствует соответствующий навык рисования или он еще мал, используйте собственные рисунки. Таким образом вы привлечете внимание ребенка к самой папке и стихам, которые в ней хранятся, а также поспособствуете формированию положительного отклика к ним.

  1. 2.                  Двигаемся

Следующий способ будет актуален, если вашему чаду предстоит выучить довольно длинное стихотворение. Вначале с выражением прочитайте стихотворение несколько раз, обращая внимание ребенка на новые, незнакомые слова, объясняя их значение, кратко анализируя стихотворные строки (о чем стихотворение?). Убедитесь, что ребенок понял смысл стихотворения. Затем встаньте, положите текст стихотворения рядом с собой, чтобы была возможность заглянуть. Придумайте, как изобразить смысл стихотворения с помощью движений, мимики, жестов. После чего вновь продекламируйте стихотворение перед ребенком, сопровождая свое повествование соответствующими движениями.

Всякий раз, когда ребенок будет вам рассказывать стихотворение, вы сможете «подсказать» ему слово или целое предложение движением или жестом. Этот способ значительно облегчает процесс заучивания, так как стараясь запомнить текст ребенок подключает моторную двигательную память.  Да и от самого процесса придумывания движений ребенок будет в восторге.

  1. 3.                  Визуализируем

Предложите ребёнку представить происходящее: расскажите о зайчике, которого бросила девочка (предположите почему она это сделала), о том, как ему стало одиноко и грустно, о непогоде. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. При дальнейшем заучивании ребенок обязательно должен опираться на подобные рисунки, схемы.

  1. 4.                  Переводим рифму в прозу

При возникновении трудностей с заучиванием рифмы, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте произведение целиком, а после попросите чадо рассказать о чём в нём говориться, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

  1. 5.                  «Эхо»

Подобный способ подойдет при разучивании стихотворения с детьми постарше. В его основе лежит последовательное повторение каждой строчки по два раза: вначале взрослый произносит предложение с вопросительной интонацией, затем ребенок повторяет строчку так, как это предусмотрено в тексте (естественно, выразительно). В результате должен получится своеобразный диалог, в котором происходит совпадение вопроса с ответом.

Ходит осень по дорожке?

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки?

Промочила в лужах ножки.

 

Общие рекомендации

1)                  Особую важность приобретает эмоциональный аспект. Стихотворение, которое предстоит выучить вашему чаду, должно ему нравится, быть близким и понятным по содержанию, находить живой отклик. При отсутствии возможности выбрать (если ребенок получил задание выучить конкретное стихотворение) вы должны постараться вызвать у чада положительную реакцию на строчки. Поделитесь с ребёнком своими эмоциями и мыслями относительно стихотворения, донесите до ребенка чем лично оно вам понравилось.

К примеру

- После прочтения стихотворения поднимается настроение, оно веселит, радует.

-  Стихотворение учит доброте, «теплому», дружелюбному отношению к окружающим, природе.

- Автор стихотворения реалистично и красиво описал природу.

Чтобы зародить и сохранить интерес ребенка к стихотворению, расскажите его по ролям или попробуйте обыграть с игрушкой.

2)                  Старайтесь выбирать динамичные стихотворения с короткими строками и простым ритмом.

3)                  На заучивание стихотворение отводите ребенку не более 15 минут, а затем возвращайтесь к этому занятию несколько раз в день. Помните, что внимание дошкольника не может долго концентрироваться на одном деле.

2) Очень часто из уст детей можно услышать: «не буду учить стих, я не умею», «у меня не получится». Подобный настрой, неверие в собственные силы указывают на то, что у ребенка уже был отрицательный опыт: однажды ему так и не удалось «осилить» сложное стихотворение, а взрослые на эту ситуацию дали неверную реакцию – обрушились на него с критикой, обвинили в неуспешности, вместо того, чтобы подбодрить, похвалить за усердие. Ребенок, приступая к выполнению любого дела, должен сохранять положительную самооценку, верить в себя, оставаться терпеливым. Важно понимать, что чаду не просто дается заучивание стихотворений, он вынужден приложить массу усилий (волевых, интеллектуальных), поэтому взрослые со своей стороны должны подкреплять усилия малыша похвалой, правильно настраивать на результат.

 



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта