«Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
«Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней. Поэтому, для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребенку. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.:
1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
4."Общие слова".
1.Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...
2.Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...
5."Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика
6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.
7. "Скажи наоборот".
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.
Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...
Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.
Наречия: далеко - ..., высоко - ...
8. "Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)
9."Большой - маленький".
Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка, стул - стульчик и т.д.
10."Отгадай загадку".
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)
11. "Назови, какой...".
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.
12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - ...
13. "Расскажи стихотворение".
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.