Основные направления физического развития дошкольников

Консультация для родителей

«Основные направления физического развития дошкольников»

 Киршина Я.А

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является их «физическое развитие».

Физическое развитие, согласно федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» является одним из путей достижения целей физической культуры:

  • физического и интеллектуального развития способностей человека,

  • совершенствования его двигательной активности;

  • формирования здорового образа жизни,

  • социальной адаптации.

Для эффективной реализации данной образовательной области необходимо придерживаться подходов:

  1. Организация двигательной активности детей:

  • с преобладанием циклических упражнений для развития и совершенствования общей выносливости – жизненно важного физического качества;

  • на открытом воздухе;

  • с привлечением всех специалистов (воспитателей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, медицинского персонала);

  • с моторной плотностью занятий по физической культуре не менее 70%.

  • с частой сменой упражнений при многократной повторяемости (до 12-16) одного упражнения;

  • при осознанном отношении детей к выполнению упражнений;

  • с музыкальным сопровождением и красивым выполнением движений;

  • на основе подвижных игр во время занятий по физической культуре и на прогулке;

  • с преобладанием положительных эмоций.

2. Реализация системы эффективного закаливания:

  • с соблюдением правила одевания ребенка на открытом воздухе и в помещениях (ребенок, не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущение зябкости);

  • при использовании контрастных температурных воздействий (контрастные воздушные ванны и контрастный душ) для развития и совершенствования системы физической терморегуляции;

  • при выполнении циклических упражнений, особенно на открытом воздухе, выполняемых детьми в свободной, не стесняющей движение одежде на занятиях и прогулках;

  • при хождении босиком (при условии соблюдения принципа постепенности);

3. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов:

  • создание условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке для каждого ребенка;

  • подвижные, сюжетно-ролевые и особенно режиссерские игры;

  • музыкотерапия;

4. Обеспечение полноценного разнообразного питания детей в дошкольных учреждениях для обеспечения растущего организм ребенка всем необходимым.

5. Создание условий для реализации оздоровительных режимов детского сада:

  • соблюдение времени приема пищи, укладывания на дневной и ночной сон, общей длительности пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении;

  • соблюдение следующей триады: оптимальной индивидуальной двигательной активности с преобладанием циклических упражнений, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и преобладание положительных впечатлений;

  • с учетом сезонных особенностей.

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в детском саду осуществляется в различных формах, которые характеризуются определенным типом взаимодействия педагога и детей, а также соответствующими условиями.

Основной формой является занятие физической культурой, так как оно:

  • является самой массовой формой организации, систематических занятий детей физическими упражнениями;

  • проводится на основе основной образовательной программы, рассчитанной на четырехлетний срок обучения;

  • осуществляется под руководством инструктора по физической культуре (воспитателя) с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей детей;

  • способствует направленному развитию физических и интеллектуальных способностей детей.

К ежедневным малым формам занятий физической культурой в детском саду относятся: утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после дневного сна, физкультурная пауза, физкультминутка.

Основная цель этих занятий – оперативное (текущее) управление физическим состоянием детей. В силу своей кратковременности они, как правило, не решают задач развивающего характера.

Для малых форм занятий характерно:

  • относительно узкая направленность двигательной деятельности детей при решении частных задач (например, повышение мышечного тонуса);

  • незначительная продолжительность занятий (от 2–3 до 10–15 мин);

  • отсутствие или нечеткость структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части (например, физкультурные минутки);

  • невысокий уровень функциональных нагрузок.

Утренняя гимнастика проводится до завтрака на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). Ее продолжительность составляет 8–10мин.

Основные задачи:

  • умеренное повышение мышечного тонуса;

  • обеспечение аэробного режима энергообеспечения повседневной двигательной деятельности при переходе от состояния покоя.

К крупным формам занятий физической культурой относятся: организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулках, во время физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья.

Основные характерные черты этих занятий:

  • умеренность нагрузки без кумулятивного утомления;

  • отсутствие жесткой регламентации;

  • свободное варьирование поведения.

 



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта