Основные направления физического развития дошкольников
Консультация для родителей
«Основные направления физического развития дошкольников»
Киршина Я.А
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является их «физическое развитие».
Физическое развитие, согласно федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» является одним из путей достижения целей физической культуры:
-
физического и интеллектуального развития способностей человека,
-
совершенствования его двигательной активности;
-
формирования здорового образа жизни,
-
социальной адаптации.
Для эффективной реализации данной образовательной области необходимо придерживаться подходов:
-
Организация двигательной активности детей:
-
с преобладанием циклических упражнений для развития и совершенствования общей выносливости – жизненно важного физического качества;
-
на открытом воздухе;
-
с привлечением всех специалистов (воспитателей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, медицинского персонала);
-
с моторной плотностью занятий по физической культуре не менее 70%.
-
с частой сменой упражнений при многократной повторяемости (до 12-16) одного упражнения;
-
при осознанном отношении детей к выполнению упражнений;
-
с музыкальным сопровождением и красивым выполнением движений;
-
на основе подвижных игр во время занятий по физической культуре и на прогулке;
-
с преобладанием положительных эмоций.
2. Реализация системы эффективного закаливания:
-
с соблюдением правила одевания ребенка на открытом воздухе и в помещениях (ребенок, не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущение зябкости);
-
при использовании контрастных температурных воздействий (контрастные воздушные ванны и контрастный душ) для развития и совершенствования системы физической терморегуляции;
-
при выполнении циклических упражнений, особенно на открытом воздухе, выполняемых детьми в свободной, не стесняющей движение одежде на занятиях и прогулках;
-
при хождении босиком (при условии соблюдения принципа постепенности);
3. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов:
-
создание условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке для каждого ребенка;
-
подвижные, сюжетно-ролевые и особенно режиссерские игры;
-
музыкотерапия;
4. Обеспечение полноценного разнообразного питания детей в дошкольных учреждениях для обеспечения растущего организм ребенка всем необходимым.
5. Создание условий для реализации оздоровительных режимов детского сада:
-
соблюдение времени приема пищи, укладывания на дневной и ночной сон, общей длительности пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении;
-
соблюдение следующей триады: оптимальной индивидуальной двигательной активности с преобладанием циклических упражнений, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и преобладание положительных впечатлений;
-
с учетом сезонных особенностей.
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в детском саду осуществляется в различных формах, которые характеризуются определенным типом взаимодействия педагога и детей, а также соответствующими условиями.
Основной формой является занятие физической культурой, так как оно:
-
является самой массовой формой организации, систематических занятий детей физическими упражнениями;
-
проводится на основе основной образовательной программы, рассчитанной на четырехлетний срок обучения;
-
осуществляется под руководством инструктора по физической культуре (воспитателя) с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей детей;
-
способствует направленному развитию физических и интеллектуальных способностей детей.
К ежедневным малым формам занятий физической культурой в детском саду относятся: утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после дневного сна, физкультурная пауза, физкультминутка.
Основная цель этих занятий – оперативное (текущее) управление физическим состоянием детей. В силу своей кратковременности они, как правило, не решают задач развивающего характера.
Для малых форм занятий характерно:
-
относительно узкая направленность двигательной деятельности детей при решении частных задач (например, повышение мышечного тонуса);
-
незначительная продолжительность занятий (от 2–3 до 10–15 мин);
-
отсутствие или нечеткость структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части (например, физкультурные минутки);
-
невысокий уровень функциональных нагрузок.
Утренняя гимнастика проводится до завтрака на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). Ее продолжительность составляет 8–10мин.
Основные задачи:
-
умеренное повышение мышечного тонуса;
-
обеспечение аэробного режима энергообеспечения повседневной двигательной деятельности при переходе от состояния покоя.
К крупным формам занятий физической культурой относятся: организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулках, во время физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья.
Основные характерные черты этих занятий:
-
умеренность нагрузки без кумулятивного утомления;
-
отсутствие жесткой регламентации;
-
свободное варьирование поведения.