Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Ткаченко А.Е
Цель: познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.
Задачи:
- Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду.
- Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.
Моторика сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 1,6 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Работа с детьми ведется в следующих направлениях:
- Пальчиковая гимнастика
- Пальчиковые игры (с речевым сопровождением и без)
- Массаж пальчиков
- Игры с предметами (Игры с крупой и т.д.), шнуровка, мозаика
- Пальчиковый театр, бибабо, теневой театр
- Работа с клеткой
- Раскраски
- Занятия продуктивного цикла
- Игры - соревнования
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого с раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики:
- разминать пальцами пластилин, глину;
- нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
- играть с песком, водой;
- рисовать различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).
Отводите на пальчиковые игры время ежедневно, понемногу: 5 10 минут. Развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).
Помните, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребенка.