Знакомство с детской поэзией - как начало речевого развития.
Невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формирования личности. Книги призваны расширять представления о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают малышу активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.
Появление речи считается важнейшим показателем психического развития ребенка в раннем возрасте. Звук человеческого голоса для малыша - совершенно особый акустический сигнал, отличный от всех прочих звуков. Еще до рождения младенец избирательно относится к звукам человеческой речи. Однако способность к речи не врожденна, а формируется под влиянием условий воспитания. Первый год жизни ребенка – критический период в развитии его речевых способностей. Несмотря на то, что собственно речь возникает лишь на втором году жизни, период доречевого развития является базовым в становлении этой исключительно важной для человека функции.
Что же в окружающей младенца среде есть самое главное для своевременного и успешного речевого развития? Ответ на этот вопрос, казалось бы, прост: важнейший стимул для развития речевых способностей малыша – речь взрослых. Ее значимость для нормального развития младенца невозможно переоценить. Все это требует от окружающих, и прежде всего от матери, выполнения определенных правил поведения.
Большое развитие в 17 веке получает поэзия для детей. Стихи того времени, адресованные детям, были, с современной точки зрения, еще довольно примитивными. Но именно с них начиналась детская поэзия. Воспитывалась грамота, премудрость, даются разные советы, ведут с ребенком задушевные беседы. Детские книги на Руси имели в основном поучительный характер. На положительном примере в Петровские времена на Руси было создано 400 детских книг и по - началу эти книги служили детям богатым сословиям, у крестьянских детей были лубочные книги (на основе картинок без печати) и устный народный фольклор.
Позднее появилось много детских писателей включая Болотова, Карамзина, Курганова и других. Очень большой след в детской литературе оставили Жуковский, Пушкин которые передавали народный фольклор в стихотворной обработке.
Детские стихи имеют легкую рифму, быстро запоминаются и при этом имеют глубокий воспитательный смысл.
Детские стихи нашего времени просты, легки, веселы. Например: стихи Чуковского, где присутствует юмор, красивый сказочный сюжет, яркие персонажи, знакомые всем с детства: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» и другие.
Для детей раннего возраста понятны и просты стихи А. Барто, она принесла много радости и пользы «детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным солнечным, мужественным, добрым!»
В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу-
Потому что он хороший.
Агния Барто написала книжку для маленьких «Братишки», посвященная детям разных народов, маленьким братишкам, отцы которых погибли в борьбе за свободу, счастье людей. Написанная в жанре колыбельной песни, эта книжка глубоко гуманистична по содержанию, заключенному в доступную детям, конкретную, образную форму.
Поэтесса рисует и образы взрослых – матерей и отцов, рассказывает об их трудной жизни, работе, мужественной борьбе. Маленький читатель узнает, что отец негретенка – носильщик («Он придет без сил, он тюки носил»); мать китайчонка – ткачиха («Целый день ткала шелка, ой, болит моя рука! Ой, устала до чего, больше нету сил!»); отец маленького индуса гнет спину вместе с отцами других ребят на болотистых полях («Отдыхать нельзя им, не велит хозяин»); отец русского мальчика отстаивал в боях завод («Для того, чтоб ты, сынок, для себя работать мог»). Рефреном в песне каждой матери звучит обращении:
Подрастай сынок,
У тебя есть братья,
Ты не одинок.
Будешь вместе с нами
Ты в огне и дыме,
С ними победишь.
А. Барто широко пользовались средствами юмора и тогда, когда она рассказывала маленьким детям об игрушечных зайке, мишке, бычке, лошадке:
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Каждая игрушка в изображении поэтессы приобретает индивидуальность:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочек.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Игрушки у Барто – полноправные участники детской жизни, друзья малышей:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об игрушках: как правило, написаны от первого лица, если речь идет о каких- то хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке…»; «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…»; «Самолет построим сами…»), и от третьего, когда нет активных поступков ребенка или это плохие поступки («Зайку бросила хозяйка…»; «Наша Таня громко плачет…»). Такой прием помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
В творчестве А. Барто то лирически, то с юмором раскрывается поэзия детской личности начиная с самого раннего возраста, когда ребенок едва начинает ходить ( Машенька). Малыш в этот период – открыватель мира, он только получает самые первые впечатления:
Здесь не комната большая-
Здесь огромная страна,
Два дивана – великана.
Вот зеленая поляна –
Это коврик у окна.
В стихах поэтессы прослеживается рост самостоятельности ребенка:
Целый день поет щегол
В клетке на окошке,
Третий год ему пошел,
А он боится кошки.
А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
Стихотворные сказки Чуковского точно введение в курс великой русской поэзии. Они очень доступны даже самым маленьким детям, и все же это настоящие стихи, созданные по тем же законам, что и стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Блока. По ним можно изучать теорию стиха: его ритмику, рифму, стихотворные размеры, аллитерацию и ассонанс… А главное – они завораживают маленького читателя и слушателя своей музыкой, удовлетворяют его огромнейшую тягу к поэзии, которая у малышей развита особенно сильно.
Дети сразу приняли сказки Чуковского как свои: охотно заучивали и декламировали их наизусть. Его сказка- художественное, а не научно- популярное творение. И Крокодил тут не реально – «биологический», а условно – сказочный.
Ребенок в центре сюжета, ребенок активный, любознательный и всегда побеждающий – вот главный герой большинства сказок Чуковского, список которых был начат «Крокодилом». Даже там, где такого героя формально нет (например: в «Мухе- Цокотухе» или «Тараканище»),- даже там герой, выручающий всех, напоминает озорного мальчишку – правда, не просто озорного, но и бесстрашного (Комарик, Воробей или, позднее, Бибигон). Немудрено, что дети сразу заметили «Крокодила», и оценил его по достоинству.
В стихах Чуковского много словесных повторов и веселых танцев. Вот лишь один пример:
Как у наших у ворот
Чудо- дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Растение.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки.
У народа же дети заимствуют и страсть к «перевертышам», к «лепим нелепицам». Целиком не принципе перевертыша построена «Путаница» - одна из любимейших детских сказок. Сколько боев пришлось за нее выдержать автору – боев с недальновидными воспитателями, упрямо твердившими, что эта сказка вредна, что она, дескать, вносит сумятицу в детские умы.
Чуковскому пришлось привести бездну примеров, чтобы доказать: ребенок потому и смеется над перевертышами, что понимает истинное положение дел. Если б не понимал – ему и смеяться было бы не над чем. Его смех – это радости, смех, подтверждающий что освоение мира проходит для него успешно.
Вдобавок перевертыш – это игра, и веселая, - стало быть, он вдвойне полезен подрастающему человеку. «Никакие другие ( игры) не подводят ребенка так близко к первоосновам юмора. А это задача немалая: воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
С.Я.Маршак тоже очень много пишет для детей младшего дошкольного возраста. Например: «Детки в клетке», одна из первых книг для самых маленьких. По жанру это цикл стихотворных подписей к картинкам. Стихотворные циклы впоследствии будут часто встречаться в поэзии Маршака ( «Разноцветная книга», «Лесная книга», «Круглый год»).
Стихотворения цикла «Детки в клетке»- лаконичные, юмористические, игровые. Они невелики по объему: две, четыре, редко восемь строк. В них даются конкретные, четкие черты облика или повадок животных. Это может быть монолог:
- Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!
Иногда этот монолог юмористически разоблачает персонажа:
- Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый,
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Саморазоблачение юмористическое, а не сатирическое, так как в монологе названы и недостатки и слабости страусенка:
- Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
В других зарисовках слышится прямое обращение к маленькому слушателю, приглашение стать собеседником автора:
Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Тема счастливого детства в творчестве Маршака - магистральная, потому что ею объединяются основные проблемы: проблемы ребенка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности.
В стихотворениях для дошкольников тема счастливого детства развивается активно многогранно также на всем протяжении творческого пути поэта. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованны. Они увлеченно играют («Мяч», «Усатый – полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).
Литература является искусством связанным с речью,- важнейшей формой человеческого общения. И речь эта необыкновенная, а художественная, особым образом воздействующая на читателя. Любой образ создается в литературном произведение с помощью слова- будь то образ человека, сказочного существа или образ какого – явления (например, пейзажа, бури на море и т.д.)
Дети даже в дошкольном возрасте способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы, «магии поэзии» (А. Барто). В младшем дошкольном возрасте эта способность еще более усиливается. Настоящую глубокую радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безграничную по своим словесным богатствам речь русской народной сказки, динамичную, звучную, задорную стихотворную речь С. Маршака, К.И. Чуковского, или юмористически окрашенную речь Н. Носова.
Поэзия с давних времен привлекла детей героикой и романтикой, остротой занимательных и динамичных сюжетов, простым и образным языком.
Количественный рост словаря:
1 год- 10-12 слов
1,5-2 года- 300- 400 слов
3 года- 1,500 слов
4-5 лет- 2000- 2500 слов
6-7 лет- 3500- 4000 слов.
Работая над развитием речи детей, взрослые направляют их интеллектуальную и, в целом, познавательную активность детей в нужное русло. Для прочтения на занятиях и на досуге выбираются лучшие красочные книги соответствующей тематики, не оставляя детей равнодушными, заставляя слушать внимательно, сопереживать героям, думать, чувствовать слушая выразительное чтение. Дети сами начинают говорить красиво, выбирать нужную интонацию.
Они учатся точно, красиво и эмоционально рассказывать о том, что взволновало и тронуло душу, задело за самые чувствительные струны. Учатся слушать других и говорить с другими.
Стихи и рассказы детей рекомендуется записывать на аудио- кассеты, используя на занятиях диктофон. Прослушивая такие записи, дети научатся анализировать, находить речевые ошибки и исправлять их.
Я считаю, что ритмическая и интонационная структура стихотворений Барто, адресованных детям дошкольного возраста, рассчитана на восприятие маленьких читателей. Стихи для дошкольников чаще всего написаны хореем, интонации их естественны, динамичны, близки к разговорным. Произведения Барто почти всегда двухадресны: они обращены и к младшему и к старшему поколениям.
В своих стихах, адресованных детям, Маршак, как и Чуковский, не старается присесть перед ребенком на корточки, а развивает его чувства и разум, обогащает ассоциациями.
Иногда стихотворная зарисовка начинается обобщением- раздумьем:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Это начало четверостишия о жирафе. А заканчивается это четверостишие противопоставлением, в котором подмечено основное- рост жирафа,- сразу бросающееся в глаза ребенку отличие его от всех:
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Детям ясельного возраста лучше читать стихи А. Барто, они лучше и быстрее запоминаются. Так, как стихи Барто в основном про игрушки, то дети это воспринимают игрой и лучше запоминают.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считается умение говорить с нормами литературного языка, умение передавать свои мысли и чувства в процессе общения грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь ребенка становится непосредственной и живой, если мы выполняем следующее:
1. Воспитываем интерес к языковому богатству через разнообразные жанры литературы.
2. Речь ребенка обогащаем новыми словами и выражениями.
3. Развиваем все стороны детской речи: фонетическую, лексическую и грамматическую.
4. Учим выразительной речи, используя при этом разнообразные средства выразительности (интонацию, мимику, движения, эпитеты, метафоры).
5. Развиваем образность речи, что является составной частью воспитания культуры речи.
6. Используем художественную литературу, которая развивает мышление и воображение, обогащает эмоции детей, дает прекрасные образцы литературного языка.
7. Предлагаем творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок, рассказов и сказок – повышают внимание к слову, к его точности, уместности употребления.
Ребенок в дошкольные годы проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве