Безопасное поведение на дороге и в общественном транспорте

 «Безопасное поведение на дороге и в общественном транспорте»

Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за наших детей. Ребенок попадает в различные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Все мы – педагоги и родители – пытаемся ответить на вопрос«Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей. Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

Как Вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей?

Во-первых, надо детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Есть простая закономерность: если ребенку что-то не объяснить, он этого знать не будет. Это касается всего - от математики и письма до правил поведения в маршрутке.

Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер в воспитании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, что делают, особенно мама и папа, – правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги.

ЧТО ДОЛЖНЫ И ЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ САМИ РОДИТЕЛИ ПРИ ДВИЖЕНИИ?

  1. Не спешите, переходите дорогувсегда размеренным шагом.
  2. Выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дорогинужно сосредоточиться.
  3. Не переходите дорогуна красный или жёлтый сигнал светофора, переходить нужно только на зелёный свет.
  4. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  5. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или выбежать на проезжую часть.
  6. Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
  7. Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
  8. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части.
  9. В автомобиле обязательно пристегнитесь ремнями; ребёнка посадите на самое безопасное место: в середину или на правую часть заднего сиденья; во время длительных поездок чаще останавливайтесь: ребёнку необходимо двигаться.
  10. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребёнку конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

При выходе из дома:

  • Если у подъезда стоят транспортныесредства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.
  • Сразу обратите внимание ребёнка на движение транспортныхсредств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

При переходе проезжей части:

  • Переходите дорогутолько по пешеходным переходам или на перекрёстках по отмеченной линии-зебре, иначе ребёнок привыкнет переходить где придётся;
  • Не спешите и не бегите: переходите дорогувсегда размеренным шагом;
  • Не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, называйте и рассказывайте ребёнку каждый раз что идете строго поперёк улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто -, мото -, транспортными средствами.
  • Не выходите на проезжую часть из-за транспортногосредства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу; приучайте ребёнка делать так же;
  • Не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребёнку, что это опасно;
  • Не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребёнку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
  • При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребёнка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.

При движении по тротуару:

  • Придерживайтесь правой стороны тротуара;
  • Не ведите ребёнка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
  • Крепко держите малыша за руку;
  • Приучите ребёнка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора и т. п. ;
  • Разъясните ребёнку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т. п., повреждение дорожныхзнаков могут привести к несчастному случаю;
  • Не приучайте ребёнка выходить на проезжую часть; коляски и санки с детьми возите только по тротуару;
  • При движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей.

Готовясь перейти дорогу:

  • Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
  • Привлеките ребёнка к наблюдению за обстановкой на дороге;
  • Подчёркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
  • Учите ребёнка различать приближающиеся транспортные средства;
  • Не стойте с ребёнком на краю тротуара, так как при проезде транспортноесредство может зацепить, сбить, наехать задними колёсами;
  • Обратите внимание ребёнка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
  • Неоднократно показывайте ребёнку, как транспортноесредство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При движении автомобиля:

  • Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским креслом. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает»сидящего вперёд и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;
  • Не разрешайте малолетнему ребёнку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
  • Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

При ожидании общественного транспорта:

  • Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине.
  • На остановках маршрутного транспортадержите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, трамвая и такси):

  • Нельзя близко подходить к краю дорогиво время посадки на автобус, особенно в период гололеда.
  • Научите ребёнка быть внимательным в зоне остановки — особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребёнка на проезжую часть и т. п.
  • Подходите для посадки к двери транспортногосредства только после полной его остановки. Ребёнок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колёса.
  • Не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус)в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
  • Родители обязаны входить в транспорт, взяв ребенка за руку.
  • Следить за тем, чтобы ребенок крепко держался за поручень.
  • Нельзя стоять у дверей – это мешает выходу и входу пассажиров.
  • Не допускать, чтобы ребенок высовывал руки и голову в открытые форточки транспортного средства. Объясните ему, насколько это опасно.
  • Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
  • Выходите впереди ребёнка, так как малыш может упасть, а ребёнок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
  • При выходе из транспорта, держать ребенка за руку.
  • В случае если пешеходный переход расположен вблизи автобусной остановки, выйдя из транспортародительи ребенок обязаны дождаться его отправления и только после этого совершать переход. Помните: автобус и троллейбус обходить следует сзади, трамвай спереди.

При проезде в общественном транспорте:

  • Приучите ребёнка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму от удара;
  • Объясните ребёнку, что входить в любой вид транспортаи выходить из него можно только при полной его остановке.
  • Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить на общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

Не ленитесь и не забывайте повторять с ребенком эти правила!

Это поможет ему в будущем!

 



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта