Основные направления работы дошкольного логопункта по формированию связной речи.

Основные направления работы дошкольного логопункта по формированию связной речи.

                                                                                                           

Основой для становления монологической речи является свободное владение словарём и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между частями текста, придерживаться плана повествования и описания. Монологическая речь требует полного раскрытия содержания темы, соблюдения необходимой лексической точности, умения выделять главное в теме, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Поэтому в детском саду благодаря системе обучения дети постепенно овладевают этой формой речи. Для детей с нарушениями речи монологическая речь представляет очень большую трудность.

Трудности заключаются в неполной сформированности речи во всех её компонентах (фонетике, лексике, грамматике).

Однако овладеть данным видом речевой деятельности дети могут и должны строить связные высказывания, так как без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе. Основными направлениями работы дошкольного логопункта нашего детского сада по формированию связной речи перекликаются с основной общеобразовательной программой нашего детского сада, сейчас я это проиллюстрирую.

В обучении рассказыванию детей с нарушениями речи мы решили воспользоваться рекомендациями и различными упражнениями для детей массового детского сада. Работа по развитию монологической речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей. И, следовательно, обучение данному стилю речи должно носить коррекционный, развивающий характер (обогащение и уточнение словаря, совершенствование грамматического строя и фонетического оформления).

Обучение монологической  речи проводится по трем направлениям:

  1. Составление предложений полного состава сначала простых, а потом и сложных конструкций.
  2. Упражнения в диалогической речи (включение в разговор более развернутых, подробных фраз.
  3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Для составления предложений используются следующие приемы

  1. По демонстрации действий.  В процессе этой работы воспитывается внимание к речи, умение точно описать производимые действия. Постепенно задание усложняется. Здесь необходимо запомнить все действия, их последовательность и совершенно точно передать в речевом оформлении.

Аналогично строятся упражнения над составлением предложений по показу инсценировки.

  1. Ответы на вопросы: Что ты видишь? Кого ты видишь? Что ты взял? (Я вижу шкаф.Я вижу кошку с котятами.)
  2. Построение предложений по картине. Составляем предложения с опорой на вопрос: «Что делает..» - и без опоры на вопрос. (Мама сидит на диване и шьёт рубашку сыну.)
  3. Составляем предложение с опорой на предметную картинку (картинка щенка). (Папа принёс щенка.)
  4. Подбираем картинки парами и отвечаем на вопрос: «Кто что любит?» Используется настольная игра «лакомое блюдо».
  5. Различные игры, побуждающие составлять распространенные предложения, например: «Кто кого обогнал?», «Кому дать флажок?», «Что, кому?» и т.д.
  6. Дополнить предложение, отвечая на вопросы:

а) по картинкам: «Лена рисует» «Что?»… «Чем?»… «Лена рисует дом красками.»;

б) без картинок «Валя режет (что?)… (чем?)… (Лена рисует дом красками.)»;

8. Вставить опущенные слова в предложения: «Залез я на…», «Сел на …», «И поехал…».

9. Составление предложения из деформированного текста по аналогии с данным образцом. И другие виды работ.

Для упражнения детей в диалогической речи использовались следующие виды работ.

  1. Побуждение в процессе разговора к более подробному, развернутому высказыванию.
  2. Требование ответить на уточняющий вопрос.
  3.  Требование дополнить сказанное по наводящим вопросам.

Помощь по ходу разговора в виде устного плана для какого-то объяснения.?» (Мальчика – Вова, девочку  - Оля.) «Что делают дети?» (Вова катает Обучение составлению предложений, а также упражнения в диалогической речи проводились по мере необходимости. Мы их рассматриваем как подготовительный этап к упражнениям в связной монологической речи.

Все занятия (упражнения) по обучению детей монологической речи разбиты по степени их усложнения на четыре группы: рассказы детей по готовому образцу, по восприятию, по памяти и по воображению.

Первая группа – рассказы по готовому образцу. В нее входят следующие виды работы: пересказывание литературных текстов и драматизации литературных произведений.

Это первый вид рассказов, с которого началось обучение детей. Умение пересказывать, т.е. связно, толково, полно излагать прослушанные произведения устно, формировали с самого начала, чтобы потом закреплять это умение, но не опускать его, а усложнять, добавлять новые требования. Вторая группа – рассказы детей по восприятию. В нее входят следующие виды работ:

а) составление рассказа по сюжету картины;

б) рассказ об игрушке;

в) дидактически игры на описание предмета;

г) рассказывание по индивидуальной картинке;

д) составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Эти рассказы дети составляют сравнительно легко, так как они основываются на различных восприятиях: зрительных, осязательных, слуховых. Предложенный предмет определяет собой содержание будущего рассказа. Третья группа более сложных рассказов – по памяти. В нее входят следующие виды работ:

а) рассказ из личного опыта;

б) описание предмета по памяти;

в) описать, что наблюдал, делал до момента рассказа;

г) дидактические игр на описание по памяти.

Рассказ по памяти более сложен для ребенка, чем рассказывание по восприятию.

Рассказывание по памяти тренирует этот психический процесс, упражняет произвольную память, в частности процесс воспроизведения, припоминания.

Четвертая группа – рассказы по воображению. В нее входят следующие виды работ:

а) рассказы-миниатюры;

б) конец рассказа к началу, данному логопедом;

в) рассказывание по предложенной теме и плану;

г) рассказы-инсценировки.

Придуманные (творческие) рассказы детей - более сложная ступенька в формирующемся навыке монологической речи дошкольника с недоразвитием речи.

 Учитывая сниженную речевую активность некоторых дошкольников с нарушениями речи, отсутствие должной эмоциональности, бедность их воображения, быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, частое отсутствие целенаправленного внимания, при построении всех занятий (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных) используется соответствующий подбор материала, различные наглядные оформления и разнообразные методические приемы, образец, отраженный пересказ, подсказ слова, вопросы и т.д.

В работе над развитием монологической речи часто используется образец рассказа. Образец облегчает процесс обучения, так как детям показывается результат, которого они должны достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность, облегчает подбор слов.

В начале обучения довольно широко используется совместный пересказ с ребенком. Логопед начинает – ребенок заканчивает. Иногда используется отраженный пересказ. Он труднее для ребенка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ, но и повторять целые фразы.

Подсказ слова использовался тогда, когда ребенок ищет нужное, точное или понравившееся ему, но еще не активированное для него слово. Путем подсказа исправляются грамматические или смысловые ошибки, допускаемые ребенком.

Также широко пользуемся разнообразными вопросами (по характеру, форме и месту употребления).

Также приемы, как указания и разъяснения, коллективные упражнения, повторение отдельных мест, пересказ по частям, пересказ в лицах, игры-драматизации, инсценировка, поощрение и оценка обязательно присутствуют при обучении детей описательно-повествовательной речи.

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непредвиденного рассказывания детей. В своей практике мы только создаем условия, побуждающие детей рассказывать товарищу, который был болен,  посадки или поделки и рассказать по порядку, как их делать (делали).

Рассказывание детьми поощряется и в различных настольных играх, в ролевых и творческих: «Детский сад»,  «Школа», «День рождения», в играх, отражающих увиденное в жизни. Следим за тем, чтобы активные роли в таких играх чаще поручались плохо рассказывающим детям.

Умение рассказывать закрепляется в играх театра самими -драматизациях на литературную тему, при показе кукольного театра самими детьми. Для настольного театра широко используются обыкновенные игрушки. В нем приучаем детей разыгрывать простые инсценировки сначала для кукол, затем для малышей, а позже и для своих товарищей.

Большие возможности для привлечения детей к рассказыванию предоставляет, например, подготовка к концерту, к литературному утреннику, к вечеру досуга.

Проводим также игры, в которых есть роль рассказчика, например, «Телевидение» - роль ведущего, «Телефон» - собеседники.

Таким образом, обучение рассказыванию на занятиях мы дополняли разнообразными формами работы в повседневной жизни.

 

 

Список литературы:

  1. Бордич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]: курс лекций для студентов ᴨед. ин-тов по сᴨециальности "Дошкольная ᴨедагогика и психология". - М..: Просвещение, 1974. - 288 с.
  2. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина.-М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

 

 

 

 



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2021

карта сайта