Логопедическая работа с детьми среднего дошкольного возраста.
Логопедическая работа с детьми среднего дошкольного возраста
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах: окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.
Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук. Узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь).
К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию, правильно ударение.
Возьми игрушку.
Наглядный материал: игрушку или предметы, названия которых состоят из трёх-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).
Дети сидят полукруглом перед столом, на котором разложены игрушки.
Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребёнок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.
Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.
Выдели слово.
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда. Когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех кто неправильно произносит эти звуки.
Подбери похожие слова.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем. Чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
Угадай, где кружка, а где кружки.
Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится. И четко выговаривали слова.
Список литературы:
- Тумакова Г. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст].: Издательство Мозаика-Синтез,2006. – 144 с.
2. Колесникова Е.В. Учимся говорить правильно. Формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Издательство Ювента, 2011. – 48 с.