ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА логопедических ЗАНЯТИЯХ
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ
Сегодня актуально говорить
о тех перегрузках на орган зрения,
к
оторые
испытывает ребенок в век колоссального
использования
визуальных средств обучения, воспитания и развития (компьютерные
игры, телевизор, форсированное семейное обучение детей грамоте с
использованием мелкого шр
ифта и другие подобные занятия).
Зрение
–
самый мощный источник наших знаний о внешнем
мире,
девяносто процентов информации мы получаем пос
редством зрения,
поэтому глаза
ребѐнка с нарушенным зрением заслуживают
исключительного внимания и бережного отношения. Вдвойне эта
проблема вызывает беспокойств
о специалистов, когда речь идѐт
о детях, в
структуре дефекта которых имеют место ещѐ
и нарушения речи.
В логопедическую группу часто попадают дети, имеющие, помимо
общего недоразвития речи, нарушение зрения (амблиопия, дальнозоркость,
близорукость и т.д.). Учителю
-
логопеду, работающему с такими де
тьми,
приходится не только реализовывать задачи и содержание логопедической
работы, но и учитывать специфические требования к организации
логопедического процесса в дошкольном учреждении к детям нарушениями
зрения, а также выполнять требования офтальмологи
ческой службы.
Задача данной статьи
–
поделиться опытом работы по использованию на
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях
зрительной гимнастики и различных зрительных упражнений.
63
В окклюзионный период зрительное восприятие у реб
енка
затруднено, поэтому показ движений, действий (например при работе с
таблицами) осуществляется на близком расстоянии. При даль
нозоркой
рефракции
рекомендуются зрительные упражнения с применением
материала более мелкого размера. При близорукости пособия
даются
более крупного размера, не допускается зрительная перегрузка. Занятия
должны строиться таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся
другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и
менее
утомительной.
Обязательно проведени
е зрительной гимнастики в сочетании с
двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный
характер и предполагающих большую зрительную нагрузку (составление
рассказов по серии картинок или по одной сюжетной картине,
раскрашивание карандашами
сюжетных картинок и т.п.). Сочетание
зрительных упражнений с двигательными играми, кроме того, обучает
дошкольников ориентировке, но уже в пространстве помещения (кабинет
логопеда, группа, музыкальный зал и т.п.). Закрепляются простейшие
понятия: «лево»,
«право», «поворот», «разворот» и т.д., а также навыки
направленного взгляда.
Основными принципами проведения зрительной гимнастики
являются: индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных
нарушений; состояние здоровья; регулярность
проведения
; постепенное
увеличение нагрузок за счет регулирования времени; сочетание
зрительных упражнений с двигательной активностью; развитие интереса
ребенка к этому упражнению.
С первых занятий необходимо создать дружелюбную атмосферу,
расположить ребенка к
контакту с логопедом. Для этого требуется вовлечь
ребенка в игровой процесс, используя игрушки, мячи, яркие атрибуты и
64
пособия
. Проводится наблюдение за поведением ребенка, движением его
глаз, за тем, как он выделяет неподвижный объект в пространстве или
с
ледит з
a
движущимся предметом. На первых занятиях важно оценить
психологические особенности ребенка, его интеллектуальные
возможности,
наметить план
работы.
Через зрительную гимнастику педагоги, работающие с детьми с
нарушениями зрения, «учат» глаза дошкол
ьников хорошему видению,
учат осторожно, не торопясь, терпеливо и настойчи
во. Педагоги и
родители вместе
с детьми идут к общей цели: восстановлению и
улучшению зрительных функций и психического здоровья ребенка, к
навыкам самокоррекции в подготовке к массо
вой школе, к адаптации
ребенка в настоящих условиях. А проведение зрительных упражнений на
занятиях учителя
-
логопеда способствует еще обогащению и активизации
словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
Коррекционно
-
воспитательная ра
бота в специализированной группе
для дет
ей, имеющих общее недоразвитие
речи и нарушение зрения, есть
основа успешного усвоения знаний, развития познавательной деятельности и
охраны зрения. Зрительная
–
составляющая часть этой работы. Она не
существует сама
по себе, но продолжает и дополняет аппаратную тренировку
зрительного анализатора, комплексно воздействует на развитие ребенка и
эффективно сочетается с развитием речи, пространственной ориентировки и
физическим совершенствованием детей.
Учитывая тематичес
кое планирование в специальной группе для
детей с нарушениями речи, предлагаются широко представленные в
специальной литературе зрительные упражнения в сочетании с речевым
сопровождением с учетом лексической темы недели.
Некоторые из этих
упражнений привед
ены в таблице 1.
65
Таблица 1
–
Зрительные упражнения
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Тема
:
«Овощи. Фрукты»
Ослик
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растѐт крапива.
Слева
-
свѐкла, справа
-
брюква,
Слева
-
тыква, справа
-
клюква,
Снизу
-
свежая трава,
Сверху
-
сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
И. Лопухина
Дети вытягивают вперед указательный
палец правой руки,
свободно
перемещают его и следят глазами
Посмотреть вверх
Посмотреть вниз
Движения глазами влево
-
вправо
Посмотреть вниз
Посмотреть вверх
Круговые движения глазами
Закрыть глаза
Наша грядка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи искать.
Что
растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Там редиска, там салат,
Наша грядка просто клад.
В. Волина
Круговые движения глазами
Посмотреть вниз
Влево
–
вправо
Поморгать глазками
Фруктовая зарядка
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты мы
считать.
Перед нами лежит груша,
Сочная, но еѐ нельзя скушать.
Слева, на столе
-
лимон
–
Фруктовый господин
-
барон,
Справа
-
яблоко в корзине,
Его купили в магазине.
Ну а снизу
-
апельсин,
На полу лежит один.
Сколько фруктов, посчитали?
Четыре фрукта
-
угадали!
Дети смотрят перед собой
Дети смотрят влево
Дети смотрят вправо
Дети смотрят вниз
Тема:
« Грибы. Ягоды»
Опята
Посмотри
-
ка вокруг: сколько опят!
Шляпки как горят,
От шляпок рябит в глазах у ребят.
Движения глазами влево
-
вправо
Дети смотрят
вдаль
Часто поморгать глазками