Важные ссылки

gosuslugi

кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

оцените наш сайт

Голосование
 

Игровая деятельность как средство воспитания у детей культуры поведения.

 

Игровая деятельность как средство воспитания у детей культуры поведения

 

Сегодня воспитание ребенка культурным человеком выходит за рамки чисто образовательных задач.

 

    То, что происходит в мире, телевизионные передачи, статьи в прессе не может оцениваться иначе как чрезвычайная ситуация! Когда  наблюдая, примеры детской жестокости, то понимаешь, что духовный мир ребенка нуждается в развитии, чтобы дать толчок этому развитию не достаточно одного занятия или одной игры. Необходимы каждодневные и повсеместные действия при общении с детьми.

 

     Ребенок растет быстро. Не успеешь оглянуться, а твой воспитанник уже идет в школу. Какой он? Что взял доброго из дошкольного детства? Быстро летит время, потому-то и медлить нельзя. Воспитание – сегодня, а не завтра! Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей.

 

   Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям, который указал бы им правильный путь в жизни. Одним из направлений такого подхода можно считать игры, в которых бы дети учились размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, игры развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры.

 

Игра одно из средств воспитания культуры поведения. Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим отзывчивым товарищем, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли.

 

Известный польский педагог Януш Корчак подметил: “…если присмотреться к детским проявлениям в игре, то мы узнаем, чем ребенок является в жизни, среди людей, в действии, что впитывает в себя и, что сам способен дать…”

 

Для появления первых зародышей тех форм поведения, которые много лет спустя подвергшись усложнениям и превращениям, определяет ценность личности ребенка, использую игры которые:

 

формируют навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру речевого этикета;

 

воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

 

развивают умение и желание все делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией и т.д.);

 

помогают ребенку в накоплении социального опыта;

 

расширяют работу с родителями по вопросам воспитания культуры поведения  детей  дошкольного возраста.

 

   Формируя представление о нормах и правилах поведения, я влияю на отношения ребенка со сверстниками, родителями, другими взрослыми, помогая ориентироваться в общественной жизни, приспосабливаться к любой ситуации.

 

   Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания, поэтому игры, способствующие адаптации ребенка в социальном мире, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности, являются такой важной частью воспитательно-образовательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.

 

   Работу по формированию культуры поведения строю на диагностической основе: наблюдение за ребенком, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми.

 

   Игровые ситуации, побуждающие детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой жизненной ситуации, причем не только события, которые требуют сочувствия, но и радостные, веселые являются частью обучающих занятий.

 

Чтобы игры проходили живо и эмоционально, применяю психологические приемы: “представь себя добрым волшебником”, “ты оказался в мультяшной стране” и т.д.

 

Совместно с детьми придумали правила общения друг с другом. Детям нравится их выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей. Эти правила формируют умение подчинять личное коллективу, умерять свое нетерпение, быть подтянутым, дисциплинированным и при всем этом дети чувствуют себя достаточно расковано, свободно общаются, двигаются, принимают активное участие в жизни группы.

 

    Игры – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт в отличие от занятий по лепке, рисованию. В игре дети ничего не создают, а многому учатся. Такие дидактические игры “Цветик – семицветик”, “Маленькая помощница”, изготовленные мной и детьми, помогают воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям. Присутствие игровых персонажей, кукла Полина (положительная героиня) и Буратино (герой, которому требуется перевоспитание) помогают вести дискуссию о правилах и нормах поведения.

 

    Совместные праздники-развлечения “Новый год”, “Мисс очаровашка”, “День защитника Отечества”, родительские собрания, где дети общаются с родителями и показывают свои умения, тоже дают положительные результаты. Дети стремятся доставить радость, увидев в их глазах  поддержку и одобрениеАктивное участие родителей в делах и жизни групп дает возможность расширять их кругозор по вопросам культуры поведения своего ребенка.

 

Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные игры

 

ИГРЫ О ПРАВИЛАХ И НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ

 

Поводырь

 

Цель: Развить чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

 

Материал: Повязка на глаза – по количеству пар детей. Предметы – “препятствия”: стулья, кубики, обручи и т. д.

 

Ход игры.

 

В комнате разложены и расставлены предметы – “препятствия”. Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: “Переступи через кубик”, “Здесь стул. Обойдем его”. Затем дети меняются ролями.

 

Именины

 

Цель: Учить детей делать подарки. Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

 

Ход игры.

 

Дети образую круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети – “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть, как  волшебные  предметы  (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.д.). Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить.

 

Затем выбирается новый “именинник”.

 

Информация для воспитателя.

 

Дошкольники младшего и среднего возраста обычно “дарят” вещи, а дети старшего возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу. Например, именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет и игрушек, свою дружбу, внимание, любовь, защиту.

 

Вариант 1.

 

Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.

 

Воспитатель. У нас сегодня именинник – неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это? Какие подарки ему можно подарить?

 

Вопросы для беседы после игры.

 

Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?

 

Вопрос “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?

 

Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?

 

Вариант 2.

 

Выбирается – “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т. д.

 

Вопросы для беседы после игры.

 

Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?

 

Передай настроение

 

Цель: Формировать доброжелательное отношение к близким людям.

 

Ход игры.

 

Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый (ведущий) “будит” своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение воспитателя по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действие детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить настроение.

 

Расставь все по местам

 

Цель: Закрепить знания детей о чайной и столовой посуды, о столовых приборах. Активизировать употребление слов “чайный”, “столовый”.

 

Материал: Карточки с изображением различных видов посуды и приборов.

 

Ход работы.

 

Воспитатель выясняет, какие виды посуды известны детям (чайная, столовая) и предлагает выполнить задание: “Посуда и приборы перепутались. Необходимо расставить отдельно чайную посуду и столовую, рядом положить приборы”.

 

За правильное выполнение задания дети получают фишку.

 

Снежная королева

 

Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

 

Ход игры.

 

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена “Снежная королева”.

 

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав людям в глаза!

 

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает “приметь эти очки”: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

 

Педагог первым “надевает очки” и дает образец описания двух-трех детей.

 

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали.

 

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

 

Вариант. Можно предложить всей группе “надеть очки” и поочередно разглядывать каждого участника игры.

 

Нарисуй узор

 

Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

 

Материал: Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей – на каждую пару.

 

Ход игры.

 

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

 

После игры проводится конкурс, в котором учитывает идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

 

Цветик – Семицветик

 

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других

 

Материал. Цветик - Семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

 

Ход игры.

 

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, “срывает” один лепесток и говорит:

 

Лети, лети, лепесток,

 

 Через запад на восток,

 

 Через север, через юг,

 

 Возвращайся, сделав круг.

 

 Лишь коснешься ты земли,

 

 Быть по-моему вели.

 

Обдумав, и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

 

Перемешанные картинки

 

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

 

    Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - расческа; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

 

    Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот расческа для того, чтобы девочка причесалась”.

 

Чистоплотные дети

 

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

 

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

 

  Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (расческа, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

 

  Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, полотенце).

 

Что нужно кукле!

 

  Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

 

  Пособия:  картинки с изображением  предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, расческа, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

 

    Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”

 

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

 

Что ты можешь о них сказать!

 

   Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

 

    Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

 

     Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

 

Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

 

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”

 

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

 

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

 

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

 

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

 

Главная Советы специалистов воспитатели Жемчужина Игровая деятельность как средство воспитания у детей культуры поведения.

Скрипт выполнялся 0.3484 сек.