Важные ссылки

gosuslugi

кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

оцените наш сайт

Голосование
 

Как развить память у детей?

Федорова В.В. 01.12.2016

Как развить память у детей?

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определённый уровень развития памяти детей.Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребё­нок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, на­сколько хорошо у ребёнка развита память, может ли ребёнок быстро и ка­чественно запоминать материал урока.

Со стороны родителей и учителей бывают жалобы на плохую память ребёнка, особенно в 1 – м классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д.

В то же время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу по телевизору или может точно пересказать очередной сериал.

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание (нужны волевые усилия намеренно что – то запомнить), а во втором действует непроизвольное(запоминание происходит автоматически, без особых усилий), основанное на интересе и эмоциях.

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Обычно ребёнок легче запоминает всё новое, яркое, ин­тересное для него, то есть у него лучше развита непроизвольная память В возрасте 5-7 лет преобладает наглядно - образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая.

Основная задача взрослых,  родителей и педагогов – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти у детей.

Проверяем память у ребёнка.

Взрослым стоит выяснить: как запоминает ребёнок? Какой объём информации может запомнить? Как долго сохраняется в его памяти эта информация и насколько правильно он сможет повторить то, что запомнил?

Например, для проверки слуховой памяти предложите ребёнку игру «10 слов»: ребёнку зачитываются 10 слов. Например: стол, карандаш, мел, рука, дом, парк, часы, яблоко, окно, чашка. Если ребёнок 6 – 7 лет воспроизводит 5  - 6 слов – это говорит о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Зрительную память можно проверить предъявив ребёнку 10 картинок. Обычно ребёнок воспроизводит с вашей помощью 7 – 8 предметов из 10.

Долговременная память проверяется так. Попросите вашего будущего школьника рассказать какую-нибудь из недавно прочитанных сказок. Если рассказал правильно, всё прекрасно. Если сбивался и путался, значит, нужно  потренировать память.

Если с ребёнком проводятся специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания, можно развить у малыша опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

Развитию произвольной и словесно – логической памяти у ребёнка помогут следующие игры и упражнения.

Игра «10 картинок»

Ребёнку предлагается рассмотреть 10 предметных картинок, затем они переворачиваются, а ребёнку нужно вспомнить и назвать изображённые предметы.

Упражнение «Что изменилось?»

Ребёнку дается следующая инструкция: «Посмотри на картинку и запомни всё, что на ней нарисовано». Ребёнок рассматривает картинку в течение 1 минуты. Затем показывается другая картинка, на которой изменены некоторые детали. Ребёнок должен вспомнить и назвать чем отличаются картинки.

Игра на развитие зрительной памяти «Сложи фигуру из палочек».

Разложите перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить эту игру можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Выкладывание узора из мозаики.

Взрослый выкладывает из мозаики цифру или букву, простой узор или какую либо картинку. Затем ребёнок должен по памяти выложить такую же картинку.

Выкладывание узоров из геометрических фигур.

Ребёнку предлагается рассмотреть узор из геометрических фигур, запомнить их расположение, и через 10 секунд воспроизвести узор по памяти.

Игра «Я – фотоаппарат».

Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно  рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в Шерлока Холмса или в разведчика, детектива.

Игра «Я положил в мешок» развивает слуховую память и увеличивает объём памяти. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получать от этого удовольствие. Предлагаю вам посмотреть, как играют ваши дети в эту игру.

Упражнение «Запомни пары слов»

Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить.

Затем зачитывают только первые слова, а ребёнок называет к ним парные.

 

Упражнение «Нарисуй и запомни»

Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и  карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова. Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Упражнение «Каскад слов» развивает объём кратковременной слуховой памяти.

Заранее подготовьте список из 8 – 10 групп слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Попросите его повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте  два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда)

1.Дом

2.Стол, зима

3.Чашка, дорога, окно

4.Школа, снег, книга, мяч

5.Карандаш, мел, гриб, обед, лес

6.Кот, часы, утро, мышь, поле, слон

7.Шкаф, клён, стул, рак, диван, река, малина

То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6 -7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.

Разучивание стихов.

Для развития памяти ребёнка 5 – 6 лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений. Разучивание стихов следует обязательно сопровождать беседой. Прочитайте ребёнку один раз небольшое стихотворение. Если дошкольник сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Для лучшего запоминания предложите ребёнку нарисовать то, о чём говорится в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребёнком всё то, что он нарисовал. После этого следует разучивать стихотворение. Если потребуется менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти ребёнка.

«Расскажи стихи руками или движениями»

Запоминанию стихотворений помогает и такой приём, как использование движений. Взрослый вместе с ребёнком проговаривают текст стихотворения, сопровождая его движениями.

 

 

 

 

Главная Советы специалистов воспитатели Непоседы Как развить память у детей?

Скрипт выполнялся 0.2589 сек.