Важные ссылки

gosuslugi

кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

оцените наш сайт

Голосование
 

Мама, Папа, Я. и Телевизор.

 МАМА, ПАПА, Я... И ТЕЛЕВИЗОР

«Мама, почитай!» — просит малыш. «Пап, давай поиграем. Ты обещал!» — просят дети. А родители устали, у них масса дел. Как занять и успокоить ребенка, чтобы он не мешал, а заодно «обогатить» его новой информацией? Решение приходит быстро. «Иди, посмотри телевизор», — говорят взрослые. Ребенок затих у телевизора. Все — «при деле». Мир и покой в семье.

А вот другая картина. Дочка или сын-подросток. «Иди, почитай. Оторвись от телевизора. Не допросишься сделать что-нибудь по дому!» — обижается мама. «Ваш ребенок плохо себя ведет, ничем не интересуется», — констатирует педагог. Знакомо?

Психологи, использующие в работе рисуночный тест «Моя семья», в последнее время отмечают, что как в качестве одного из членов «семьи» ребята стали рисовать телевизор.

Телевизор становится членом семьи, средством разрешения семейных конфликтов, поводом для семейных разногласий, нянькой для детей.

По данным Госкомстата, на воспитание детей российские родители затрачивают в среднем 37 минут в день с учетом выходных, праздников и отпусков. У экрана телевизора, по данным ВЦИОМ, российский ребенок проводит около 4 часов.

Живое общение ребенка с родителями, а родителей с ребенком становится редкостью.

Родители называют «нехватку» времени одной из основных причин, мешающих воспитанию детей, а каждый восьмой родитель использует «отказ от общения с ребенком» как одну из форм наказания!

Как показали исследования, 7% родителей совсем не принимают участия в организации свободного времени своих детей, и только каждый пятый родитель делает это постоянно.

Наиболее популярными формами совместного, семейного проведения свободного времени является просмотр ТВ. Самыми непопулярными оказываются хобби, любимые дела.

Каждому члену семьи нужны уют и комфорт, отношения доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли и приняли таким, какой он есть.

В редкие минуты общения с детьми родители чаще всего беседуют с ними об учебе (в 86% случаях).

Для большинства родителей именно учеба, успеваемость являются наиболее важными проблемами воспитания, поэтому в первую очередь они говорят о ней, а уже потом о семейных делах, будущем, спорте, книгах, искусстве и т.д. Беседы об учебе часто заканчиваются конфликтами и грубостью со стороны детей.

Трения между супругами или родителями и детьми заставляют прибегать к помощи телевизора: избегая конфликта, они сокращают общение и вместе или поочередно смотрят телевизор. Если родители решают выяснить отношения, то, прежде чем начать разговор, отсылают детей все к тому же телевизору.

Когда они хотят собраться вместе, телевизор служит соединяющим звеном. Чаще всего при этом все сосредоточены на передаче, а не друг на друге.

Чем больше проблем в семье, тем сильнее желание найти убежище. Чем более несчастным чувствует себя человек, тем больше он изолирует себя, полагаясь на телевизор, который поможет ему отгородиться от реальности.

Когда психологи просят родителей ответить, что является главной причиной эмоциональных проблем ребенка, те часто отвечают: «Телевизор».

Но так ли виновато телевидение? Ведь почти во всех случаях негативного влияния оно становилось возможным только с разрешения или из-за невнимания родителей.

За последние 50 лет мы привыкли полагаться на государственное регулирование, и многие хотели бы сохранить такое положение вещей.

Мы можем свалить все на правительство или обвинить телевидение во всех смертных грехах, но в ответ ТелеДжинн справедливо отзовется: «Я — раб лампы!»

Он, конечно, несовершенен, излишне агрессивен, чрезмерно эротичен, однообразен и назойлив, и воспитывают его не всегда самые честные и бескорыстные люди.

Но «лампа», то есть в нашем случае пульт от телевизора, у нас в руках.

И именно от нас, родителей, зависит то, как мы и наши дети будем использовать эту огромную «магическую» силу.

 

ПО КАПЛЕ ВЫДАВЛИВАЯ ИЗ СЕБЯ ТЕЛЕРАБА...

Для начала родителю стоит задуматься о роли телевидения в своей собственной жизни. Постарайтесь разобраться, зачем вам телевизор, и определить, что из того, что вы смотрите, вам действительно нужно. Может быть, можно найти этому достойную альтернативу — хотя бы то же радио или музыкальный центр, если так нужен фон или вы не можете прожить без новостей или музыки.

 

НОРМЫ:

Детям до 3 лет телевизор смотреть не рекомендуется, а иногда и до 5 — 6 лет:

3 если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него были судороги на высокую температуру, или черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит;

3 если у него повышенная возбудимость, плохой сон ночью и ранний отказ от дневного сна, заикание, тики.

Здоровые дети 3 — 4 лет могут проводить у телевизора не более 15 — 20 минут в день.

5 — 6-летние — максимум 30, младшие школьники — 1 — 1,5 часа 2 — 3 раза в неделю.

При этом расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров.

 

ПРАВИЛА И СОВЕТЫ

Найдите альтернативы телевизору и соблюдайте дозировку.

1. Не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру, в которую он может играть один. Малышам хорошо подходят игры с песком, водой, любыми новыми предметами, более старшим предложите помочь вам или какое-либо творческое задание.

2. Если в доме младенец — не используйте телевизор как звуковой фон. Не смотрите ТВ, когда даете ребенку грудь или бутылочку. При кормлении ему необходимо все ваше внимание.

3. Не оставляйте малыша одного при просмотре мультиков.

4. Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой мультфильмов.

5. Включайте телевизор, только если собираетесь посмотреть определенную, заранее выбранную программу, и выключайте, как только передача закончилась.

6. Телевизор не должен отнимать время от сна. Совместно с ребенком определите время, когда он ложится, и не меняйте его, даже если передача заканчивается позже, чем обычно.

7. Устраивайте «день без телевизора». Объясните ребенку, что в этот день лучше заняться чем-нибудь другим, подчеркнув, что это не наказание, а эксперимент или приключение.

Укажите ТелеДжинну его место.

• Разговаривайте только при выключенном телевизоре.

• Исключите телевизор из числа участников семейных ритуалов: обедов и ужинов, совместных занятий.

Можно по-разному оценивать телевидение, но если дети не смогут его смотреть, то они будут себя чувствовать ущербными в сравнении со своими сверстниками. Поэтому разговаривайте, формируйте активную позицию ребенка в восприятии информации.

• Подберите для просмотра фильмы и мультфильмы, которые не только развлекают, но и учат.

• Передачи для взрослых детям смотреть не рекомендуется. Но если вы смотрите вместе с ребенком взрослый фильм, будьте готовы к тому, что вам постоянно надо будет отвечать на его вопросы.

• Используйте совместный просмотр как повод поговорить о содержании телепередач и на другие темы, это станет стимулом для интеллектуального, эмоционального и личностного роста.

• Просите ребенка делать замечания по поводу просмотренного, это поможет ему относиться к телевидению критически.

• Научите ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, этим вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

• Рассказывайте детям о приемах, технике создания кино- и телепередач. Это поможет сформировать у них нечувствительность к манипуляциям.

• Объясните, что каждое сообщение СМИ несет свои ценности и точку зрения. Это научит сравнивать свои ценности с предлагаемыми, покажет, что есть выбор — принимать или не принимать их.

Соблюдайте технику безопасности содержания.

• Реклама. Стоит хотя бы выключать звук, когда она идет при семейном просмотре.

• Используйте видеомагнитофон, чтобы смотреть фильмы всей семьей, а дети будут смотреть те мультфильмы, которые вы хотите, чтобы они видели.

• Детям постарше предложите расписание программ, которые стоит посмотреть. Его лучше составить вместе с ребенком.

• Важно, чтобы у ребенка не было возможности смотреть ужасы, насилие и секс.

• Если ребенок увидел сцену насилия или страшную фантастическую сцену в фильме и спрашивает о происходящем, объясните ему, что перед ним всего лишь картинки, созданные режиссером.

• Дети постарше могут понять, что все сцены снимаются с определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.

• Если на экране вы вместе видите реальное насилие, спокойно ответьте на все вопросы, дайте свою оценку, обсудите с ребенком возможные альтернативы поведения в ситуации.

• Если ребенок увидел эротическую сцену, он вполне удовлетворится вашим спокойным объяснением на доступном ему языке, что так иногда взрослые делают друг другу приятное.

• Тема расставания, потери и одиночества актуальна для любого возраста. Если ребенок, увидев такой сюжет, долго переживает увиденное, посочувствуйте ему и уверьте, что с ним такого не случится, потому что вы его любите и дорожите общением с ним.

И главное: не приносите в жертву семейное общение только потому, что это техническое чудо хорошо умеет развлекать.

Главная Советы специалистов воспитатели Капельки Мама, Папа, Я. и Телевизор.

Скрипт выполнялся 0.2814 сек.