Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения

«Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения»

 

                                                                                            Учитель-логопед МБДОУ № 49

Попова Е.А.

 

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли мы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

К пяти годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут. Чаще вызывают затруднения у детей шипящие [ш], [ж], [щ], [ч] и свистящие [с], [з], [ц], сонорные звуки [р], [л]. Неправильное произношение доставляет ребенку неприятности в детском саду и школе. Сверстники замечают дефекты речи, посмеиваются, взрослые часто делают замечания, а школьных тетрадях могут появиться необычные ошибки. Школьник начинает стесняться общаться с детьми и взрослыми, становится менее активным, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку. Взрослым не следует критиковать несовершенную речь, нужно умело и вовремя помочь ребёнку, постараться исправить дефекты речи до наступления школьного возраста.

Дефекты звукопроизношения могут быть выражены в разной степени. В одних случаях требуется помощь логопеда, в других - достаточно индивидуальной помощи со стороны воспитателя, родителей. Участие родителей в этой работе обязательно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для проведения коррекционной работы: необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие средства и любимые виды деятельности, развивающие познавательную активность ребенка, позволяющие избегать быстрого утомления.

Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 3 раз в неделю. Кроме того, 2-3 раза в день полезны кратковременные (в течение нескольких минут) упражнения. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе.

В работе необходимо соблюдать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от задания к заданию, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Только при положительном отношении ребенка к занятиям мы сможем выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением, учить узнавать и различать звуки, формировать речедвигательные навыки, а также развивать внимание, память, мышление.    

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед утренней зарядкой или перед завтраком  течение 3-5 минут.

 

  1. Заборчик

Зубы верхней челюсти стоят на зубах нижней, губы в улыбке.

 

      2. Блинчик

 Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

 

      3. Часики

Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет.

 

      4. Горка

 Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы.

 

      5. Грибок

 Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.

 

      6. Качели

 Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

 

      7. Чашечка

 Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их.

 

      8. Вкусное варенье

 Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта.

 

      9. Маляр

Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу.

 

    10. Лошадка

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

Куликовская, Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи [Текст]: пособие / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ: Астрель; 2010. – 94с.



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта