Режим дня в жизни неговорящего ребенка.

Режим дня в жизни неговорящего ребенка.

Подготовила: учитель-логопед Попова Е.А.

Соблюдение режима дня необходимо для всех детей дошкольного возраста, для детей с нарушениями нервной системы, к которым относятся неговорящие дети, режим дня является залогом речевого развития.

Распорядок дня ребенка (время для сна, кормления, прогулок, игр, порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и цикличность. Соблюдение режима дня приводит в определенной степени к нормализации высшей нервной деятельности ребенка, способствует психическому, следовательно, и речевому развитию. Поначалу удобно для организации режима дня и представления его ребенку использовать магнитную доску, на которую родители в начале дня прикрепляют в нужной последовательности картинки, обозначающие режимные моменты: обед — ложка; купание — надувной утенок и т. п. Важно, чтобы родители, показывая ребенку символ, объясняли его значение кратким, содержательным комментарием. В течение дня родители должны обращать внимание ребенка на расписание, приучать ребенка по окончанию занятия снимать соответствующий символ. Перед началом занятий с ребенком, предложите ему самому выбрать, чем именно вы займетесь в этот момент: ребенок может изъявить свою волю, выбрав соответствующий предмет-символ (краски — рисовать, конструктор — собирать развивающие паззлы и т. п.). Таким образом, ребенок будет учиться планировать свою деятельность.

Необходимо создать ежедневный ритуал отхода ко сну, нельзя затягивать ритуал, играть в подвижные игры за час до начала ритуала, он должен оказывать расслабляющее действие. У детей с нарушениями речи обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они нуждаются в достаточной продолжи -тельности сна. Ребенок 1,5 года должен спать не менее 14–15 часов в сутки. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Не следует перед сном перегружать нервную систему ребенка: играть в подвижные игры, смотреть телевизор, читать новые сказки и т. п.

Для каждого человека одним из самых приятных воспоминаний из детства на долгие годы остается момент пробуждения утром, когда ребенка ласково будит мама. Начинайте утро ребенка с ласковых слов, сделайте ребенку легкий активизирующий массаж: проговаривая ласково названия всех частей тела, сопровождая действия различными потешками —такое пробуждение ребенка будет способствовать снижению негативизма и отрицательного фона настроения. Организовывая режим дня ребенка необходимо помнить, что не существует одинакового, правильного для всех детей распорядка. Посоветуйтесь с педиатром, присмотритесь к ребенку, чтобы определить его биологические ритмы, в соответствии с которыми и старайтесь распределять деятельность ребенка.

Прием пищи для ребенка не должен быть «на лету», старайтесь организовать традиционный для семьи прием пищи (с большинством членов семьи). Для стимуляции развития органов артикуляционного аппарата поощряйте ребенка облизывать еду (мороженое, конфеты), слизывать крошки с губ; для тренировки мышц кормите ребенка твердой пищей.

По возможности нужно стремиться проводить логопедические занятия, занятия по развитию речи в определенные дни и часы; другое конкретное время отводить для занятий творчеством; например, пальчиковые игры проводить каждую среду после сна и т. д.

Необходимо чередовать специальные занятия и упражнения со свободной деятельностью, игрой ребенка; интеллектуальные игры с двигательными.

Мощным стимулом для развития речи является совместная подготовка к традиционным праздникам. Красите яйца к Пасхе — запоминаете цвета, закрепляете новые слова: скорлупа, шелуха (если красить яйца луковой шелухой). Печете блины к Масленице — изучаете продукты (выложите продукты на стол, пусть ребенок самостоятельно смешает их по вашей инструкции).

Для ознакомления ребенка с режимными моментами, развития предикативного словаря полезно изготовить специальный фотоальбом «Режим дня», в который помещаются фотографии, отображающие типичную деятельность ребенка в течение дня. Использование подобного фотоальбома стимулирует развитие навыков освоения пространственных и временных представлений, позволяет в доступной для ребенка форме наглядно объяснить понятия о времени суток.

Особое значение имеет укрепление здоровья детей, чему способствует продуманная система закаливания ребенка.

Здоровье нервной системы зависит от качества и ритмичности питания ребенка. Следовательно, прием пищи должен осуществляться через определенные промежутки времени.

«Организация режимных моментов»

К режимным моментам относятся: прием пищи, купание, сон и т. п. Во время кормления ребенка не забывайте сопровождать ритуал комментарием; обогащайте представления ребенка о вкусе и запахе продуктов, многократно повторяйте слова в соответствии с тем, что ест ребенок: приторный, душистый, ароматный, сочный, освежающий, бодрящий.

В процессе купания ребенка используйте резиновые игрушки — рассуждайте, кто на самом деле может плавать: утка, рыбка, кораблик и т. п.; а что (или кто) умеет плавать только, если он игрушечный (самолет, попугай и т. п.). Придумывайте разные названия для ванной (бассейн, море, озеро, река, пруд и т. п.) и играйте в разные игры: пароход по морю плывет и гудит: «у-у-у»; в бассейне купаем кукол — «куп-куп» и т. д.

Обращайте внимание на разницу температурных ощущений, включая воду различной температуры, побуждайте ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!».

Полезно при купании ребенка включать классическую музыку — это способствует развитию слухового внимания, являясь предпосылкой для развития речи. Обращайте внимание ребенка на мелодию, какая она — веселая, быстрая, грустная, медленная и т. п. Наиболее благотворно на малышей действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха.

Совместные прогулки с ребенком — уникальный и в то же время естественный для ребенка обучающий процесс. Гуляя с ребенком, обращайте внимание на пение птиц, шелест деревьев, пофантазируйте (не забывайте, что при этом ваши высказывания должны быть простыми, конкретными, понятными ребенку), о чем думают птицы и деревья, что они говорят друг другу. Рассматривайте с ребенком облака, снежинки, листья — на что они могут быть похожи? Старайтесь подбирать для сравнения простые образы, выражаемые простыми словами, которые бы ребенок мог повторить. Обращайте внимание ребенка на качественные признаки природных материалов: гладкость ствола у осины и шершавость у сосны; пышный, роскошный, яркий, пестрый букет из листьев. Позвольте ребенку притронуться

к различным по фактурным и температурным явлениям и предметам: дотронуться до камней, мокрых лавочек, поиграть с песком в луже. Безусловно, в момент таких экспериментов ребенок не должен быть предоставлен сам себе, родители следят за ним и сопровождают действия ребенка эмоциональным комментарием. Поиграйте с ребенком в прятки во время прогулки: эта игра позволит незаметно закрепить понимание предлогов: добеги ДО дерева, спрячься ЗА скамейкой и т. д. Для закрепления названий цветов возьмите на прогулку набор цветных карандашей, пусть ребенок постарается найти такие же цвета и оттенки в природе.

Все игры и упражнения, проводимые с детьми, должны вызывать их радость, чаще стимулируйте детский смех. Повышенная активность лицевых мышц усиливает кровоснабжение мозга, он получает больше кислорода.

Следуя советам специалистов (логопедов, психологов, неврологов) родители могут самостоятельно сформировать необходимые для речевой деятельности предпосылки, тем самым оптимизировав логопедическую помощь без речевых детей.

 



© МБДОУ №49, детский сад "Дельфинчик",
г. Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 2024

карта сайта