Возрастные (психические и физические) особенности развития детей от 0 до 1 года
Возрастные (психические и физические) особенности развития детей от 0 до 1 года
Ращупкина М.А
Нормы физического развития
1 - 2 месяца
- В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.
- В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.
- При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.
-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.
- Хватательный рефлекс - захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд).
3 месяца
- Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.
- Хорошо держит голову в вертикальном положении.
- Переворачивается со спины на бок.
- Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.
- Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.
4 месяца
- Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.
- Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.
- Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.
- Исчезает физиологический гипертонус ног.
5 месяцев
- Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.
- Уверенно переворачивается со спины на живот.
- Берет игрушку из рук взрослого.
- Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».
- Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.
-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
6 месяцев
- Сидит без поддержки.
- Пытается ползать.
- Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.
- Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.
7 месяцев
- Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.
- При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
- Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.
8 месяцев
-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.
- Простое подражание в игре: стучит, катает.
- Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.
9 месяцев
- Ходит, держась за опору.
- Встает на колени.
- Садится из вертикального положения.
- Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.
- С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.
10 месяцев
- Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.
- Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).
- Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.
- Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).
11 месяцев
- Самостоятельно стоит, делает первые шаги.
- Хорошо ходит за одну руку.
- Нагибается при поднимании предмета без приседания.
- Приседает без опоры.
- Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.
12 месяцев
- Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.
Нормы нервно-психического развития (общение, умения и навыки)
1 месяц
- Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.
- Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.
- Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.
- Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.
-Крик приобретает эмоциональные оттенки.
2 месяца
-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.
- Ищет источник длительного звука поворотом головы.
- При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.
- Становление речи – начинает гулить.
- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.
3 месяца
- Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).
- Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).
- «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.
- Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.
- Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.
- Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.
- Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.
- Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.
-Положительные звуки при музыкальных звуках.
4 месяца
- Узнаёт мать, радуется при её виде.
- Находит глазами невидимый источник звука.
- Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.
- При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.
- Неудовольствие выражается хныканьем.
- Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
- Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
5 месяцев
-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).
- Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.
- Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.
- Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
- Не берет чужую грудь.
- Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.
6 месяцев
- По-разному реагирует на свое и чужое имя.
- Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.
- Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.
- Может пить из блюдца.
7 месяцев
- На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.
- Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
- Долго занимается игрушками.
- Тянется к своему отражению в зеркале.
- Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.
- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.
8 месяцев
- Громко, четко и повторно произносит слоги.
- Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.
- Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.
- Сам держит и ест сухарик, печенье.
9 месяцев
- Под музыку совершает плясовые движения.
- Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.
- Находит предмет, независимо от его местонахождения.
- Знает свое имя, оборачивается на зов.
- Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.
-Спокойно садится на горшок.
-Различает цвета и форму предметов.
-Ищет упавший предмет, запоминает его название.
10 месяцев
- Повторяет за взрослыми слоги.
- По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.
- Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).
- Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).
- Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».
11 месяцев
- Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».
- Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).
- По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).
12 месяцев
- Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.
- Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.
- Указывает части тела.
- Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.
- Сам без помощи пьет из чашки.
- Пытается участвовать в одевании, умывании.
Развитие речи
(0 – 3 мес.)
Развитие эмоционально-выразительных реакций.
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
(3 – 6 мес.)
Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.
(6 – 10 мес.)
Начало развития понимания речи, активного лепета.
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.
Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
(10 мес. – 1 год)
Время появления первых слов.
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».