Отчет по экологическому воспитанию дошкольников 22-23г
Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
В нашем детском саду уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников, работа ведется по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог.
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.
Задачи:
- формировать систему экологических знаний и представлений;
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её;
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей:
- Познавательные занятия;
- Экскурсия в природу;
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;
- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- Проведение музыкальных и спортивных развлечений;
- Оформление выставки детских работ;
- Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых;
- Экспериментирование.
В детском саду проводилась разнообразная работа по экологическому воспитанию с детьми.
В группах созданы уголоки природы, где находятся комнатные растения. В уголках природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений, наблюдают и ухаживают за ними. Самостоятельно отмечают погоду в календаре природы.
Для экологического воспитания детей широко использовались прогулки, во время которых знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).
На прогулках организовывались игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.
Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.
На прогулках с ребятами, маршрут проходил по экологической тропе. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Организуя экскурсию по тропе мы с детьми наблюдали за деревьями, кустарники разных пород, разного возраста (ель, берёза, кудрявая ива, и т.д.).
В феврале мы с воспитанниками планируем посеять огород на окне, наблюдать за всходами семян: огурцов, фасоли, лука, петрушки, редиса, картофеля и других растений. Дети с удовольствием будут наблюдать и зарисовывать рост растений в индивидуальных дневниках.
С приходом весны проходила высадка растений на клумбы-высаживали петунью на своём участке, дети старались помочь в уходе за растениями: поливали, пропалывали. Все это помогало развивать у ребят любовь и бережное отношение к растениям, желание о них заботиться.
Вместе с воспитанниками мы подготовили грядки для посадки своего личного огорода, на котором посеяли петрушку, укроп, лук, огурцы, помидоры, перец.
Всё лето мы с детьми с удовольствием ухаживали за огородом, что приносило детям удовольствие и позитивное настроение. Они радовались, когда появлялись всходы и первая завязь плодов огурцов и других овощей.
Всё лето и осень мы кушали на обед овощи с нашего огорода, укроп и петрушку повара добавляли в первые блюда.
С детьми проводились беседы о каждом овоще с нашего огорода и о витаминах, содержащихся в них.
Для систематизации полученных знаний я использовала чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, папки-передвижки, стенды, так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).
В начале года провела совместный краткосрочный экологический проект с родителями и воспитанниками группы «Помощь птицам в зимних условиях», целью которого было: создать условия для формирования основ общей экологической культуры ребенка-дошкольника, формировать у детей интерес к птицам нашего родного края, через познавательную и творческую деятельность, наблюдения о пернатых, их разнообразии.
Осенью проводили выставку «Дары Дона», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала. Все участники были награждены грамотами.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
В марте был проведён праздник» Масленица», в августе «День Нептуна», «Осенний праздник» и другие развлечения.
Мною ведётся кружковая работа с воспитанниками «Мы - твои друзья, природа!»
Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию с детьми дала положительный результат:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.